Служение, служба, служить
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В ВЗ и НЗ встречается целый ряд слов, близких по значению, но раскрывающих различные аспекты С.:
1) в ВЗ наиб. часто встречаются евр. глаголы шерет и авад. Оба слова могут употребляться как в разговорной речи, так и в религ. терминологии. Шерет – это «почетная служба», на которую призывают или которую выбирают добровольно. Так, Потифар поставил надзирателем в своем доме Иосифа, который ему лично прислуживал (Быт. 39:4). Иисус Навин был служителем у Моисея (Исх. 24:13; Исх. 33:11; Числ. 11:28). Слово шерет употребляется в тех случаях, когда говорится о С. священников (Исх. 28:35.43; 3Цар. 8:11; Иез. 44:17). Левиты служат первосвященнику Аарону (Числ. 3:6), священникам (Числ. 18:2), при ⇒ скинии и всему обществу (Числ. 16:9). ⇒ Елисей устроил для своей семьи праздничную трапезу и затем последовал за пр. Илиею, чтобы служить ему (3Цар. 19:21). Такое С. считалось почетной привилегией.
Слово авад означает «работать», «выполнять определенную работу», «нести рабскую службу». Оно употребляется как в отношении деяний Бога (Ис. 28:21), так и к человеч. труду (Исх. 20:9 и парал.). Иаков служил Лавану за Рахиль два раза по семь лет (Быт. 29:18). Из любви к своему хозяину раб мог отказаться от свободы и служить ему всю жизнь (Исх. 21:5). Израил. народ служил различным правителям во времена судей (Суд. 9:28), языч. божествам (4Цар. 10:18), иноземным царям (Иер. 25:11).
Слово авад почти всегда означает службу по принуждению, делающую человека несвободным: исполняя ее, человек не вправе распоряжаться собой. Такой служитель в большинстве случаев – раб. Слово эвед – «раб», «служитель» – в Ис. 53:1 означает страждущего Раба Божьего. Иногда, когда речь идет о поклонении языч. богам, употребляется слово цамад (в Синод. пер. – «прилепляться к» – Числ. 25:3.5; Пс. 105:28). Словосочетания «предстать перед к.-л.» и «быть при к.-л.» также могут означать С. (Быт. 41:46; Втор. 1 и т.д.);
2) в НЗ встречаются шесть понятий и родств. им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу»: а) глагол дулеуейн встречается в тексте 25 раз, а схожий с ним по значению глагол дулун – восемь раз. Эти слова обозначают подневольный труд раба, подчиняющегося воле господина (Мф. 6:24; Лк. 15:29; Деян. 20:19; Кол. 3:24); б) слово диаконейн первонач. означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2).
Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в НЗ слово диаконейн употребляется по отношению к спасит. миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), к С. апостолов (2Кор. 3:3; ср. 2Кор. 6:3), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение» (1Петр. 4:10). Иисус Христос наполнил С. новым смыслом. Глагол диаконейн (см. Мф. 4:11) встречается в НЗ 37 раз, понятие «служение» – 34 раза (Лк. 10:40; Деян. 1:25; Деян. 6:4; 2Кор. 4:1 и др.), слово «слуга» – 29 раз (Мф. 20:26; Мф. 23:11; Ин. 12:26; Флп. 1– в Синод. пер. – «рабы», и т.д.);
в) глагол латреуейн (см. Деян. 24:14), как правило, употребляется в текстах, где говорится об отправлении культа. Но в НЗ значение этого глагола шире: оно позволяет охарактеризовать жизнь христиан как непрерывное С. Богу (в таком смысле этот глагол употреблен в Септуагинте: Втор. 10:12). При этом подчеркивается, что Бог владеет не только той частью жизни человека, которая посвящена богослужению, но Ему принадлежит вся жизнь человека (Рим. 12:1). Глагол латреуейн встречается в НЗ 21 раз, сущ. латрейа (ср. Ин. 16:2) – 5 раз;
г) близок по значению к слову латреуейн глагол лейтургейн, означающий в НЗ священнич. С. Этот глагол встречается только в Деян. 13:2; Рим. 15 и Евр. 10:11. Производное сущ., переведенное как «служба» (см. Лк. 1:23), встречается в НЗ шесть раз, слово «служитель», лейтургос, – пять раз. Оно означает призвание на С. и облечение соотв. полномочиями. В Рим. 15:27 оно употребляется в обыденном значении – «повседневная работа»;
д) слово гиерургейн, «совершать священнодействие», встречается только в Рим. 15:16. Павел понимает свое С. благовестия как священнич. Этот фрагмент позволяет увидеть, насколько близки по значению слова, обозначающие С. (Рим. 15:16.25.27 – гиерургейн, диаконейн и лейтургейн);
е) слово гюперетейн встречается только в Деян. 13:36; Деян. 20:34; Деян. 24:23, в то время как производное от него сущ. гюперетес, «слуга» (см. Мф. 5:25), употреблено 20 раз. В древнегреч. языке словом гюперетес первонач. называли галерного раба, прикованного цепями к ножным упорам судна. Возможно, гюперетес в НЗ служит специальным обозначением людей, знавших предание об Иисусе Христе и проповедовавших его новообращенным. Именно в этой связи упоминаются гюперетай ... ту логу, «служители слова», в прологе Ев. от Луки. Как гюперетес Павла и Варнавы упоминается Марк (Деян. 12:25; Деян. 13:5), который первым в полном объеме записал рассказы о Христе (⇒ Евангелие). С учетом того, что Марк повествовал о жизни Иисуса, становится понятно, почему его уход от апостолов столь сильно отразился на их С.
II. РАБСКИЙ, ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
Слова «служить», «раб», «слуга» и др. отражают отношения раба и господина (Исх. 21:2; Мф. 20:26; Лк. 17:8), покоренных народов и иноземных завоевателей (Суд. 3:8), порабощенных и поработителей (Быт. 15:13; Исх. 1:11). При этом раб мог пользоваться особым доверием своих хозяев (Быт. 39:14); словом «служащие» названы придворные и вельможи, даже цар. родственники (2Пар. 22:8; Есф. 1:10). (⇒ Раб.) В НЗ рабское С. символизирует рабскую зависимость от греха (Ин. 8 и т.д.). В освобождении от этого С. греху заключен смысл НЗ, спасения, достигаемого через Иисуса Христа (Иез. 36:26; Ин. 8:36; Рим. 6:6.19; Рим. 8:21). В НЗ упоминается служитель в синагоге, подающий и принимающий от чтеца свитки с текстом Писания (Лк. 4:20). Служителями первосвященников (Ин. 18:3; Деян. 5:22) были левиты.
III. БОЖЬЕ СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
Это С. лежит в основе всех Божьих деяний. Иисус «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Бог послал Своего Сына на С. людям и отправляет Своих посланников и ангелов на С. тем, кто живет на земле и «имеет наследовать спасение» (Евр. 1:14).
IV. СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГУ
В ВЗ для служения Богу (⇒ Богослужение) были избраны левиты (Втор. 18:5). Прообразом искупит. жертвы Христа явились жертвоприношения животных (Нав. 22:27). Человек должен был выбрать между С. Богу и идолопоклонством (Нав. 24:14,18,31). Израильтянам запрещалось поклоняться божествам, почитаемым другими народами (Исх. 20:5; Исх. 23:24.33). Тот, кто не устремлял все свои помыслы к единому Богу, с неизбежностью становился служителем ничтожных, бренных идолов. Даже выход за пределы земли обетованной, из области Божьего владычества, в царство идолов рассматривается как С. «чужим богам» (1Цар. 26:19). В НЗ С. Богу противопоставляется идолопоклонству. Человеку необходимо освободиться от «мертвых дел», от «служения маммоне», т.е. от обожествления материальных, земных ценностей и человеч. духа; следует служить только «Богу живому и истинному» (1Фес. 1:9; Евр. 9:14). Лишь обратившись к живому Богу, постоянно взирая на Иисуса Христа, можно найти спасение от власти идолов (Флп. 4:13). И, напротив, отрицая власть живого Бога (Пс. 2:3; Лк. 19:14), человек лишается своей личностной сути, утрачивает верную ориентацию в жизни, подчиняется кумирам. «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24), «да постыдятся все, служащие истуканам» (Пс. 96:7).
С. Богу – одна из форм общения с живым Богом. Служить Ему – значит не хлопотливо прислуживать (Лк. 10:40), но внимать Ему и переживать Его присутствие. Служить Богу – значит сослужить ангелам (Дан. 7:10; Евр. 1:14). Богослужение в общине заключается в наставлении, в молитве и прославлении Бога. По словам Павла, «разумное служение» совершается тогда, когда мы не только обращаем к Богу наши слова и мысли, но и «предоставляем наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1; см. выше, I,2в, значение греч. глагола латреуейн). Павел и Петр считали себя рабами и служителями Иисуса Христа (Рим. 1:1; 1Кор. 3:5; 1Кор. 4:1; Еф. 3:7; Флп. 1:1; Тит. 1:1; 2Петр. 1:1). «Служителями (рабами) Бога» названы пророки (Иез. 38:17), священники (Иоил. 1:9), царь Давид (Ис. 37:35), а иногда – даже язычники (Иер. 43:10).
V. СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
С. ближнему, как и любое С. вообще, – это прежде всего С. Господу, богослужение (Еф. 6:6; Кол. 3:22). В С. ближнему человек предстоит перед лицом Бога без оглядки на окружающих, не «стараясь угождать людям» (Гал. 1:10):
1) в ВЗ словами «служитель», «раб», называют и того, кто находится в услужении (Исх. 24:13), и того, кто проявляет по отношению к к.-л. учтивость и покорность (Быт. 42:11; Быт. 44:16). кроме того, этими же словами названы слуги (см. п. II);
2) в НЗ образец истинного С. являет Собой Иисус Христос: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27). «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). С. было облагорожено всей жизнью Христа, возвышено в глазах Бога; человеку дано совершить лишь отдельные поступки, из которых состояла вся жизнь Иисуса. Христос дал нам «пример», чтобы мы подражали Ему (Ин. 13:15–17). Он обещает награду за любое С. ближнему, как если бы мы служили Ему Самому (Мф. 25:40.45). Т.о., желание сделать добро Иисусу можно воплотить в помощь ближнему.
В Царстве Божьем велик тот, кто служит: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26), «начальствующий, как служащий» (Лк. 22:26). Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С. ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность. Цену этому С. знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания (Рим. 8:36; 2Кор. 6:3–10). Люди должны служить друг другу любовью (Гал. 5:13) и полученными дарами (1Петр. 4:10).