Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Раб, рабыня, раба

I 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Быт. 15:2, в Синод. пер. – «домочадец»; египтянка Агарь, Быт. 16:1), плененные в ходе войн (Числ. 31:9.18.26; Втор. 21:10; ср. 4Цар. 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Быт. 17:27; Лев. 25:44–46; ср. Иез. 27:13) или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения (Быт. 14:14; Быт. 17:12; Екк. 2:7, в Синод. пер. – «домочадцы»). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строительстве дворцов и храма (3Цар. 9:20). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Исх. 21:16; Втор. 24:7);

б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Исх. 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Быт. 37:28; см. указанные в Лев. 27:3–7 цены, которые, след. отметить, не относились специально к Р.);

в) Р., хотя и являлся собственностью (Лев. 25:46) и платежным средством («серебром») своего хозяина (Исх. 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Исх. 21:20), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Втор. 21:10–14). Иов говорит о правах слуги и служанки, которыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Иов. 31:13–15). Во Втор. 23говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Быт. 24:1; Быт. 39:3–6); они могли даже стать приемными детьми (1Пар. 2:34) или наследниками своих господ (Быт. 15:2). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Исх. 20:10; Исх. 23:12; Втор. 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Исх. 12:44) и других праздников (Втор. 12:12, Втор. 18:1; Втор. 16:11.14). Р. священника мог даже есть «святыню» (Лев. 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. Лев. 22:12). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Быт. 17:12). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, «что и ты был рабом в земле Египетской» (Втор. 15:15), т.е. жил в рабстве, из которого Господь вывел Свой народ (Исх. 20:2; Втор. 5:6; Пс. 80:7.11);

2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Исх. 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Лев. 25:38–40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники ⇒ пришельцу (Лев. 25:47–54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Исх. 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Лев. 25:39.47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Исх. 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (4Цар. 4:1; Неем. 5:5.8; Ис. 50:1; Ам. 8:5.6; Мф. 18:25);

б) срок службы раба-еврея, который к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Лев. 25:47–49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Исх. 21:2; Втор. 15:12–18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (Втор. 15:16; ср. Исх. 21:3–6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в ⇒ седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Лев. 25:40). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Исх. 21:7–11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Иер. 34:8–22);

3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1Кор. 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Флм. 1:10–18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (Еф. 6:5–8; Кол. 3:22–25; Тит. 2:9), какими бы суровыми те ни были (1Петр. 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. «небрежно», т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (1Тим. 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (Еф. 6:9; Кол. 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (1Кор. 7:22; Гал. 3:28; Кол. 3:11).

II. 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, которые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (1Цар. 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (2Цар. 2:12; 2Цар. 3:22; 2Цар. 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Числ. 31:49; 2Цар. 9:8; 3Цар. 1:26), к чужестранцам (Быт. 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;

2) человек называет себя Р. (Лк. 1:38.48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. «раб Господень» ⇒ Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Числ. 11:11; 1Цар. 3:9; 3Цар. 8:28; Деян. 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Откр. 1:1; Откр. 7:3; Откр. 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Быт. 26:24; Числ. 12:7; 2Цар. 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: «Сии человеки – рабы Бога всевышнего» (Деян. 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [ Деян. 3:26 – греч. пайс может означать «раб», «слуга» и «ребенок», «дитя» ] или, соотв., о Давиде (Деян. 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (Рим. 1:1; Флп. 1:1; Тит. 1:1), Петр (2Петр. 1:1) и Иоанн (Откр. 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35; Мк. 10:44). Но падший человек является Р. греха (Ин. 8:34; Рим. 6:17), Р. страха смерти (Евр. 2:15) и Р. тления (2Петр. 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (Рим. 6:17.22);

3) особый смысл понятие «Р.» приобретает в НЗ, когда оно употребляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Евр. 3согл. Числ. 12:7), и через него был дан Закон (Ин. 1:17), «завет от горы Синайской, рождающий в рабство» (Гал. 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Евр. 3:6); Он делает людей истинно свободными (Ин. 8:35). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Рим. 8:15); есть только чада, сыны Божьи (Гал. 4:7), принявшие Духа ⇒ усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали «рабами человеков» (1Кор. 7:23), не подверглись «игу рабства», т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (Гал. 5:1).

III. Во всех библ. оборотах речи словам «рабыня», «раба» соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ «раба», «рабыня» – это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Лев. 25:44, или еврейка, Иер. 34:9), в НЗ – тоже зависимая от к.-л. женщина (Лк. 12:45; Деян. 16:16, в Синод. пер. – «служанка»). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Руф. 3:9; 1Цар. 25:24; 2Цар. 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (3Цар. 1:13). кроме того, слово «раба» отражает положение женщины пред лицом Бога (1Цар. 1:11; Лк. 1:38.48). См. также Пс. 115:7: «Я раб Твой и сын рабы Твоей».


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle