Откровение, открывать
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
В своем изнач. значении слово «откровение» обозначает действие, в результате которого раскрывается, разоблачается, выступает на свет нечто, прежде сокрытое. Но свое истинное значение это слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Ибо с момента грехопадения человека Бог является для людей «Богом сокровенным» и уже не общается с ними «лицом к лицу», как это было в раю (Быт. 2:16).
II. САМООТКРОВЕНИЕ ЖИВОГО БОГА
А. В ВЗ. Как «Бог сокровенный» (Ис. 45:15) Бог открывает Себя тогда, когда пожелает, и только тому, кого Он Сам избирает, чтобы объявить Свою волю. В Своей неогранич. ⇒ свободе Бог избрал народ ⇒ Израиля (Втор. 4:37; Втор. 7:6) и открылся ему как «Бог живой» (Втор. 5:23; Нав. 3:10; Ис. 37:4), не имеющий ничего общего с мертвыми ⇒ идолами, которым поклонялись другие народы (Ис. 2:8; Пс. 95:5). Средством Божьего О. является прежде всего Его ⇒ Слово (Быт. 12:1; Быт. 15:1; 1Цар. 15:10; 2Цар. 7:4; 3Цар. 6:11); Он говорит устами вдохновленных Его Духом прозорливцев, Божьих людей и ⇒ пророков (1Цар. 9:6.15; 2Цар. 24:11; 3Цар. 22:6). кроме того, Он открывает Себя через богоявление (Исх. 34:5; Ис. 6:1; Иез. 1), чудеса (Исх. 11:4–10), ⇒ видения (Дан. 7:1; Зах. 1:8), ⇒ сны и их истолкования (Быт. 28:12; Быт. 40, Быт. 41). Бог позволяет познать Свою волю и через ⇒ жребий, прежде всего через ⇒ урим и туммим (Исх. 28:30), а также через знамения (Быт. 24:12; Суд. 6:36; 1Цар. 15:27). Через такие О. Бог являл Себя:
1) как Творец истории. В этом отношении показательно освобождение народа Израиля из егип. «дома рабства». Господь показал Свою силу, наказав фараона (Исх. 14:18), и Своими могуществ. деяниями приблизил к Себе израильтян как Свой народ (Исх. 19:4; Ос. 11:1; Иер. 7:22). Бог избрал израильтян не потому, что они в чем-то превосходили другие народы, а исключит. по Своей милости (ср. Втор. 7:7.8; Ам. 9:7). Но вместе с тем Бог остается Богом всех народов, Господином всей мировой истории (см. Ис. 49:6; Ис. 60 и Книгу пр. Даниила); с самого начала Его спасит. деяния были предназначены для всех людей;
2) Бог открывал Себя святым и милостивым. Бог свят в Своем возвыш. величии и совершенной чистоте. В ⇒ Десяти заповедях (Исх 20), основной части Своего Закона, Он требует прежде всего нравств. ⇒ послушания. ⇒ Богослужение без послушания – мерзость пред Господом (1Цар. 15:22; Ам. 2:6; Ос. 6:6; Мих. 6:8). В Своем милосердии Бог прощает человеч. грехи (Исх. 34:6; Пс. 31:5). Его суд милостив (Ис. 40:1; Ис. 53:1; Ис. 61:1);
3) Бог являл Себя как Творец и Вседержитель. Наш мир возник по Его слову и по Его воле (Быт. 1:2; Пс. 32:6–9; Евр. 11:3). В ВЗ вновь и вновь восславляется и воспевается ⇒ величие Бога, выразившееся в сотворении мира (Евр. 38, Евр. 39; Пс. 8:1; Пс. 17:8; Пс. 103:1; Ис. 40:11; Ис. 42:5; Ис. 45:12; Ам. 5:8);
4) Бог открывает Свое имя, а вместе с тем и Свою сущность. Среди ⇒ имен Бога три имеют основополагающее значение: Элохим (в Синод. пер. – «Бог»), имя Бога как Создателя неба и земли (Быт. 1:1); Яхве (в Синод. пер. – «Господь»), имя Бога как Бога завета (Исх. 3:15) и Бог Отец. Как Создатель Бог желает быть Отцом всех людей (Еф. 3– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), но особенно это относится к избр. Им народу (Исх. 4:22; Мал. 2:10). Однако в собств. и самом полном значении Бог является Отцом Иисуса Христа (Пс. 2:7; Рим. 15:6; Еф. 1:3) и через Него – Отцом спасенных верующих нового завета (Рим. 8:14–17; 1Кор. 8:6).
Б. В НЗ: САМООТКРОВЕНИЕ БОГА В ЕГО СЫНЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ:
1) свидетельство ЕВАНГЕЛИЙ. Иоанн Креститель и Иисус возвестили людям о том, что Бог вышел из Своей прежней сокровенности и что приблизилось обетов. время спасения (Мф. 3:2; Мк. 1:15). Сам Иисус – это и есть частично осуществившееся «Царство Божие» (Мф. 12:28; Лк. 17:21). Иисусу даны полномочия «открыть» Отца (Мф. 11:27; ср. Ин. 9:37; Ин. 12:45), Он – Сын Человеческий, Который грядет «на облаках небесных» (Дан. 7:13.14; Мк. 8:38; Мк. 14:62), Он – Слово Божье, Которое «стало плотию» (Ин. 1:1–18). И хотя Божеств. слава Иисуса еще остается сокровенной, ее уже могут видеть люди, у которых открылись глаза (Ин. 2– ученики; Мф. 16– Петр). Для людей же благочестивых (как это понимали раввины и фарисеи) тайна Иисуса как Мессии остается совершенно сокрытой, поэтому они презирают и отвергают Его (Мф. 11:25; Мк. 14:63–65);
2) свидетельство книги ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Древняя Церковь верила в пришедшего на землю Мессию Иисуса Назарянина как в Господа и Царя, Который явится вновь (Деян. 3:21). Благовестие Иисуса Христа охватывает Его деяния на земле, Его смерть за грехи людей, Его воскресение как победу над смертью, Его вознесение и пребывание одесную Бога и Его ⇒ Второе пришествие для суда над миром (Деян. 10:34–43). С Его Вторым пришествием во славе Божеств. О. достигнет своей конечной и высшей цели – создания нового мира;
3) свидетельство новозаветных ПОСЛАНИЙ. В центре внимания новозаветных посланий также находится пришествие Бога «в последние века» (в последние дни) (Евр. 1:1.2; 1Кор. 10:11) в лице Иисуса из Назарета, действовавшего на земле как историч. личность. Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа, за которой последует создание «нового неба и новой земли» (2Петр. 3:10–13). В апостольских посланиях книги ВЗ рассматриваются как Божье О., цель которого – служить предисловием к Евангелию (Рим. 4:23). Здесь учение апостолов резко расходится с иудаизмом, в котором ВЗ придается совершенно иное значение. В новозаветной эсхатологии значение и содержание О. значит. расширяется: в последние времена откроются слава Христа (1Кор. 1:7; 2Фес. 1:7; 1Петр. 1:7.13; 1Петр. 4:13; 1Ин. 2:28) и ужасающее неистовство ⇒ антихриста, противника Мессии (2Фес. 2:3.6.8), вечная слава и спасение сынов Божьих (Рим. 8:18; 1Петр. 4:13; 1Петр. 5:1; Кол. 3:4) и великий день Божьего суда, когда проявится Господень гнев (Рим. 2:16; 1Кор. 3:13). Божий суд предстоит и верующим (1Кор. 3:13; 2Кор. 5:10). В новозаветных посланиях содержится также О. о предвечном существовании Христа, т.е. о Его бытии до сотворения мира и времени (Рим. 8:3; 1Кор. 8:6; 2Кор. 8:9; Гал. 4:4; Флп. 2:5; Кол. 1:15–17; Евр. 1:3). Дух, вдохновивший пророков ВЗ и засвидетельствовавший им страдания Христа и «последующую за ними славу», был Духом Христа (1Петр. 1:11). Так в О., содержащемся в Иисусе Христе, подводится итог всей ветхозаветной и новозаветной Священной истории (2Кор. 1:20), которая завершится его ⇒ Вторым пришествием;
4) свидетельство ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА. «Откровение» [греч. апокалюпсис] – это и название последней книги Библии. В описанных в ней видениях, с одной стороны, открываются грядущий небесный мир с его славой, а с другой – всемирная история с ее сатанинской подоплекой. О. призвано показать, «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1). Книга была предназначена для укрепления Церкви Иисуса в ее противостоянии злу и греху мира сего (Откр. 13); она должна была подготовить верующих к возможному мученичеству и в условиях жестоких гонений утешить их упованием на то, что Бог исполнит все Свои обетования.
В. «ЕСТЕСТВЕННОЕ» ОТКРОВЕНИЕ. Согл. Рим. 1:19, язычники тоже обладают некоторыми знаниями о Боге, несмотря на то, что они незнакомы с библ. откровением. Дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2:14), Бог и им свидетельствовал о Себе Своими благодеяниями (Деян. 14:17). Однако Павел оспаривает тот факт, что язычники могут по-настоящему познать Бога (1Кор. 1:21; Гал. 4:8; 1Фес. 4:5). Это указывает на то, что хотя Бог постоянно свидетельствует о Себе и фактом сотворения мира, и через человеч. ⇒ совесть – в том числе и независимо от библ. О. о спасении во Христе, – одними только человеч. усилиями невозможно достичь прощения грехов, уверенности в спасении и общения с Богом. Человеку необходимо уверовать во Христа, тогда он будет просвещен Святым ⇒ Духом и сможет через веру постичь умом и сердцем спасение во Христе.
III. ЛОЖНОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Великий противник Бога ⇒ дьявол во все времена вдохновлял своих собственных «пророков», которые становились на службу ⇒ лжи и обмана. Тема борьбы с лжепророками проходит через всю Библию (Втор. 18:20; Мих. 3:5–7; Иер. 6:13.14; Иер. 14:13–15; Иер. 23:9; Иез. 13:15). Кроме пророков Ваала (3Цар. 18:19), существовали и лжепророки Яхве, которые, не будучи посланы Богом, пророчествовали, превращая свое занятие в доходное ремесло (Мих. 3:11). Они принимали сторону безбожного цар. дома и проповедовали спасение непокаявшемуся народу (Иер. 28).