Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться

1) евр. слово шама означает «слышать» и (подобно греч. гюпакуо) «слушаться кого-либо», «повиноваться» (Быт. 3:17; Быт. 16:2; Еф. 6:1; Кол. 3:20);

2) П. определяются не только отношения детей к родителям (Притч. 1:8; Притч. 30:17), рабов к хозяевам (Еф. 6:5; Кол. 3:22), но и отношение человека к Богу (Втор. 11:26–28). П. – это залог исполнения обетований (Быт. 22:18; Флп. 2:8). В тех местах НЗ, где говорится о П. истине (Рим. 2:8; Гал. 3:1; Гал. 5:7), употреблено греч. слово пейтомаи – «дать себя внутренне убедить или уговорить». В НЗ говорится также о П. благовествованию (Рим. 10:16) и Евангелию Иисуса Христа (2Фес. 1:8), о П. Христу (2Кор. 10:5) и вере (Деян. 6:7; Рим. 1:5). Вера и П. тесно связаны друг с другом. Слушая и читая Евангелие Иисуса Христа, человек принимает его с покорностью и верой. Это приносит ему спасение, т.к. Христос «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9). Поэтому апостолу поручено «покорять язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:18);

3) те, кто уже пришел к П. вере, «избраны к послушанию» (1Петр. 1:1) и следуют в этом примеру своего Господа, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Об Иисусе сказано: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8). Это новое П. должно проявляться и по отношению к тем, кого Господь поставил руководить Своей Церковью. Тит с радостью вспоминает о П., с которым его приняли коринфяне (2Кор. 7:15). Павел, полагаясь на П. Филимона (Флм. 1:21), надеется, что тот исполнит его просьбу. Он свидетельствует, что филиппийцы «всегда были послушны» (Флп. 2:12). В Евр. 13принцип П. формулируется следующим образом: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно»;

4) к подобному роду П. относится и покорность мирским ⇒ начальникам, которая, однако, ограничена требованием проявлять больше П. Богу, чем людям (Деян. 4:19; Деян. 5:29), даже если путь П. Богу ведет к страданиям и лишениям.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle