Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Совесть

1) С. – это данное человеку Богом второе «я» [греч. сюнейдесис, «совесть», «сознание» ], которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Быт. 3);

2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф. 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар. 24:6). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Некоторые грехи оставляют в сердце человека след, который не стирается на протяжении всей жизни (1Тим. 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2Цар. 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13);

3) если человек совершил неправый поступок, то С. «укоряет» (Иов. 27:6), «беспокоит» (см. 1Цар. 25:31), постоянно преследует (1Тим. 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр. 9:14; Евр. 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян. 24:16). Человек не в состоянии самостоят. успокоить пробудившуюся С. – ни делами, ни служением Богу (Евр. 9:9.14). Только кровь Христа очищает человеч. сердце от «мертвых дел», от «порочной совести» (Евр. 9:14; Евр. 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: «сердце»). Вначале С. может быть «немощной» (1Кор. 8:12), но «испрашивание у Бога доброй совести» (так в греч. тексте; в Синод. пер. – «обещание Богу доброй совести» – 1Петр. 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может «осудить» ее (см. Рим. 14:1; Кол. 2:16; 1Тим. 4:1–5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидетельствует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иер. 17:1; Ин. 8:9; ср. Рим. 2:15). Так как человеч. С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь «чистую совесть». С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (Тит. 1:15). Господь «проникает» в человеч. сердце (Иер. 17:9), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин. 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидетельствует человеку «в Духе Святом» (Рим. 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидетельством С., непорочной пред Богом (1Ин. 3:21);

4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие «С.», в этом значении здесь употребляется слово «сердце». В соотв. с подобным словоупотреблением в 1Тим. 1говорится о любви «от чистого сердца и доброй совести».


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle