Закон, законодатель, законодательство
I. ЗАКОН
А. В общепринятом смысле З. – это обязат. для исполнения правило, которое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в З., регламентирующем отношения между двумя сторонами – властелином и подданным (Быт. 47:26; 1Езд. 7:26; Есф. 1:19; Есф. 2:8; Есф. 3:8), родителями и детьми (Притч. 6:20), Богом и человеком (Неем. 9:29; Ис. 1:10).
Б. З. – это также «жизненный строй», определяемый Богом и теснейшим образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом, Быт. 2:16.17; Быт. 3:15–19; с Ноем, Быт. 9:1–7), каждый из которых представляет в своем лице все человечество, или с избранным народом Израиля, представляющим все народы:
1) в Синайском законодат-ве (Исх. 20–31) была явлена и четко выражена Божья воля, осознанная людьми ранее (Рим. 1:19) и сформулированная в законах разных народов. Т.о., мы имеем дело не с эволюцией З. от примитивных его форм к высшим нравств. требованиям, а с Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодат. нормы. Пример расширения и подтверждения З. – законы о святости (Лев. 17–26 и Второзаконие (Втор. 12–26), пример же отмены З. – отмена Иисусом «преданий старцев» (Мф. 15:2; Мк. 7:5). Учителя З. (книжники) трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное установление: «Бог явился исключительно в Торе [в законе]». Их вера основывалась исключит. на З., а не на деяниях, совершенных Богом для Своего народа. В исполнении З. они видели залог праведности человека пред Богом и гарантию жизни в грядущем веке;
2) для обозначения понятия «З.» в ВЗ используются след. евр. слова: мицва повеление, тора закон, давар заповедь, слово, орах тропа, мишпат норма, хукка устав, пиккудим предписание, дерех путь, имра слово, эдут свидетельство; все они использованы в Пс. 118.
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬ
А. Законодателем при заключении завета на Синае был единый Бог. До этого Он являл Себя в откровении отдельным людям и в суде над порочным человечеством во времена Ноя; на Синае же Он провозгласил Себя владыкой мира (Исх. 19:16). Он открыл этому миру Свою волю, а избранной общине – Свой план спасения (ср. Ис. 45:19). Он – Тот же Бог, Который избрал Израиль народом завета, спас его от егип. рабства (Исх. 20:2; ср. Исх. 12:1) и стал его Царем и Господом (ср. «Бог твой» – Исх. 20:2). На этом основании Бог завета дает Своему народу З. (Исх. 20:1; Лев. 19:1; Втор. 5:1; Втор. 6:1; Пс. 147:8; Иер. 2:8), определяет его жизненный уклад и указывает пути к спасению. Особенность этого З. заключается в том, что он был дарован Яхве – «единым» Богом, избранному Им народу. В центре этого законодат-ва – не люди, а Господь, «Бог твой» (Исх. 20:2). Его обязательный для исполнения З. охватывает все стороны жизни богоизбр. народа – правовую, нравств. и религ. Господь не позволяет нравственности Израиля замыкаться исключит. на этике и морали, его богослужению – нисходить до магии и самодовлеющей обрядности, а его праву – исходить из секуляризации и релятивизма (⇒ Союз, завет).
Б. ⇒ Моисей представлял пред Богом все общество Израиля. Он говорил с Богом, ходатайствовал за народ (Исх. 19:6.23; Исх. 20:18), передавал избранному Богом народу Его заповеди (Исх. 19:3–6.25). По просьбе народа, Моисей вступил «во мрак» (Исх. 20:19), взяв на себя роль посредника. Как Божий вестник, Моисей был не только посредником между Богом и Израилем, но и «перстом Божиим» при передаче З. (Исх. 24:3.4.7.12; Лев. 26:46; Лев. 27:34): целый ряд мест в Библии (Исх. 17:14; Исх. 24:4; Лев. 26:46; Втор. 31:9) свидетельствует о том, что именно Моисей записал слова Господа (за искл. ⇒ Десяти заповедей, Исх. 24:12; Исх. 31:18). В пользу этого говорят археол. находки, а результаты «сравнительного исследования религий развеивают все сомнения относительно того, что Десятословие было записано Моисеем» (H. Frey, Das Buch der Verbindungen Gottes mit seiner Gemeinde, S. 65).
III. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Закон был дан Богом на горе Синай, находящейся за пределами Израиля. Это дает основание утверждать, что израильтяне стали народом Божьим не потому, что они поселились в определ. стране или собрались вокруг «священной горы», а потому, что Бог избрал их (Исх. 3:16). Дарование З. и заключение завета на Синае сопровождалось явлениями Бога Своему народу в густом облаке (Исх. 19:9). Это был единств. случай в ВЗ, когда призвание отдельного человека распространилось на целую общину (см. Frey, op. cit., p. 18). Подтверждением Божьего откровения служили порывы ветра и огонь. Гром, молнии, густое облако и трубные звуки (Исх. 19:16) не были проявлениями природной стихии, следствием извержения вулкана, – они сопровождали явления Господа. Божий голос подобен грому (Пс. 17:8; Пс. 76:18.19), а Божья колесница окутана «клубящимся огнем» (Иез. 1:4). Дым или облако – это символы присутствия Бога (Исх. 40:34.35; Числ. 9:15; 2Пар. 5:13.14; Ис. 6 и др.). В тот день, когда Господь сошел на гору Синай, «бы-ли громы, и молнии, и густое облако над горою»; звуки труб возвестили народу Израиля владычество Божье над землей (см. 3Цар. 1:39.40 и Мф. 24:31; 1Кор. 15:52; 1Фес. 4:16; Откр. 8:2). Но непризванные не должны были восходить на гору, ибо существует черта, переступить которую могут только призванные Богом (ср. Исх. 19:20–25 и др.). Моисей, призванный Богом в качестве посредника между Ним и другими людьми, предстоял пред Богом за весь Израиль; затем на гору взошли главы родов, старейшины (Исх. 24:9). Сокровенный Бог явился народу, стоявшему сначала вдали от Него (Исх. 19:12.21; Исх. 20:18,21), а затем приблизившемуся к Нему (Исх. 24:9–11). Кровь завета (Исх. 24:6; ср. Еф. 2:13), которой Моисей окропил жертвенник и народ по заключении завета, удостоверила Божье избрание израильтян; кровь использовалась и в обряде посвящения священников (Исх. 29:1–26; Лев. 14:15). Окропление кровью в ознаменование заключения завета (Исх. 24:6–8) – центр. момент ветхозаветного периода истории спасения. Взяв кровь (ср. Мк. 14:22.23) и окропив ею народ, Моисей тем самым примирил его с Богом. Он также прочитал народу «книгу завета» (Исх. 24:7) и возвестил (ср. 1Кор. 11:26) ему Божью волю, на что народ ответил «аминь», избрав для себя путь послушания. «Это не было волшебством или магическим ритуалом; Бог создал непосредственный нравственно-духовный союз между собой и народом» (Frey, op. cit., p. 138). После того как была пролита кровь нового завета, Бог вновь предоставил Своему народу право выбора.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА
З. состоит из двух частей: Десятословия (⇒ Десять заповедей; Исх. 20:2–17) и ⇒ Книги Завета (Исх. 20– Исх. 23:19). Более детально З. излагается в заповедях о святости (Лев. 17–26) и в книге Второзаконие (Втор. 12–26).
А. Изложению З. предшествовало не только избавление народа Израиля от егип. рабства (Исх. 12:1), но и фактич. возвещение Благой Вести, заключенной в словах «Бог твой», произнесенных Господом в начале Десятословия (Исх. 20:2). Эти слова вселяют уверенность в спасении, а местоимение «твой» передает волю Бога владеть Своим народом. Свое имя Бог связывает со спасением израил. народа: «Я Господь, Бог твой ... вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). Сам Бог ставит З. после благовестия. Божий дар предшествует определ. требованию, которое Господь выдвигает в отношении верующего: без Него невозможно выполнение этого требования. Этика израильтян – это этика спасенных. В основе З. Моисея лежит вера в Божье избрание и Божью любовь (Исх. 19:4 и Исх. 20:2). Благодаря З. народ Израиля был выделен из других народов и возвышен пред Богом (Втор. 4:6–8).
Б. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ – это обращение к народу Израиля, в котором содержатся краткие, выразительные и четко сформулированные «основные положения», являющиеся уникальным свидетельством Божьего откровения. Поскольку законодателем выступает Сам Бог, то З. приобретает новое, универсальное значение. Они затрагивают области, не охваченные законодателями Древнего Востока, они столь совершенны, что перед ними отступает любое мирское право. Они объединяют гражд. право и мораль, связывая их воедино – сколь бы ни были они различны, – ибо этого требует Божья воля.
В. КНИГА ЗАВЕТА (Исх. 20– Исх. 23:19) является основным З. для повседневной жизни богоизбр. народа. Здесь представлены:
1) видимое, относительное гражд. устройство – мишпатим;
2) невидимо-видимое абсолютное устройство – деварим;
3) видимое-духовное, служащее прообразом будущего Божьего Царства – общинное устройство – хуккот.
1. Мишпатим, или «права» (Исх. 21– Исх. 22:19) – это предписания об установлении и поддержании гражд. порядка, объединяющие в себе: а) социальное право – защита рабов (Исх. 21:2–11); б) уголовное право – защита жизни; в) гражд. право – защита собственности (Исх. 21– Исх. 22:15); г) религ. право – защита святыни. Мишпатим призваны превратить Израиль в народ святой, освященный для Бога. В них указаны границы отступления от установленного порядка и определяется наказание за преступления и греховные поступки. Но в то же время они глубоко затрагивают и бренное, преходящее устройство этого мира. Избрав народ, Бог не стал отменять существовавшие у этого народа устаревшие неправедные порядки или переселять его на небеса. Вместо этого Он привнес Свой вечный порядок в мирскую, обыденную жизнь, протекавшую по своим законам: Он словно сталкивал два мира, один из которых должен был воздействовать на другой. Это не компромисс, а осуществление Божьего промысла (ср. «который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных», Гал. 4:4). Бог не только допускает неправедный мирской порядок в качестве внешней оболочки, которая в конце концов должна уступить место духовному ядру, но и заповедует исполнение внешних З. силой Своего божеств. авторитета. Несмотря на неравенство и несправедливость этого мира, Бог предоставляет возможность Своей общине исполнять Его завет любви. Подчиняя Свой народ суровым мирским З., Бог не отдает человека на их произвол. Так, Он избавляет рабов от жестокого обращения и Сам, как высшая инстанция, вмешивается в процесс судопроизводства. Он смягчает наказание и предоставляет убежище человеку, совершившему непреднамер. убийство, не отменяя в то же время закон кровной мести.
2. Деварим, или «слова» – это указания, направленные на установление особого жизненного порядка, обязат. для богоизбр. народа (Исх. 22– Исх. 23:9). Указания Бога в первую очередь касаются личных отношений между людьми (Исх. 22:21–27): а) четыре заповеди о милосердии к ближним; б) семь заповедей, исполнение которых сделает израильтян «людьми святыми»; Бог указывает на необходимость признания Его верховной власти во всех областях жизни; в) Бог определяет порядок обществ. жизни (Исх. 23:1–9), даруя двенадцать заповедей о справедливости. Наряду с видимым, бренным и преходящим миропорядком Бог устанавливает и другой порядок, незримый, но, тем не менее, оказывающий прямое воздействие на видимую реальность. Этот порядок действует в созданном Богом пространстве, где основными З. являются сострадание, святость и справедливость. Через богослужение, через наставления Свящ. Писания Бог доводит до человеч. совести Свои требования, простирающиеся на ту область отношений, которая находится вне компетенции гражд. права. Четыре заповеди о сострадании учат с сочувствием относиться к людям бесправным и строго запрещают быть к ним немилосердными. Семь заповедей о святости, на первый взгляд, касаются лишь образа жизни и действий, но на самом деле они требуют глубокого смирения человеческой гордыни перед Божьим величием. Наконец, порядок, который устанавливают двенадцать заповедей о справедливости, должен продемонстрировать Божье величие как израил. народу, так и всему миру. Этот порядок воздействует на мир и трансформирует его изнутри, он может существовать только там, где юридич. и нравств. нормы основаны на Слове Божьем.
3. Хуккот – это предписания, регулирующие обществ. устройство, а также порядок, который будет установлен в конце времен (Исх. 23:10–19). Хуккот включают в себя: а) закон о субботнем годе и субботнем покое (Исх. 23:10–13) – Божье предписание, призванное напоминать о днях творения; б) заповедь о ежегодных праздниках – Божье предписание, организующее течение времени, принадлежащего Богу; в) заповедь о жертвоприношениях – Божье предписание, регулирующее отношения общины верующих с их Богом. Хуккот определяют жизнь израильтян временными, социальными и культовыми установлениями. Т.о., Бог трижды одарил Свой народ. Он даровал ему образец грядущего совершенного миропорядка, определил время Своего прославления в ежегодных праздниках, служащих напоминанием о Его благих деяниях, и, наконец, представил в заповедях о жертвоприношениях зримое свидетельство Своей незримой связи с Израилем. Эти установления гарантировали народу, находившемуся под гнетом неправедных мирских З., милостивое присутствие Самого Бога. Г. З., однако, не является чем-то застывшим и неизменным. В свете Божьих откровений мы приходим к пониманию того, что З. пребывает в процессе становления. Нам очевидно, что верующий человек НЗ живет по З. Христа (Гал. 6:2), и этот новый З. есть великая заповедь любви (Ин. 13:34; Ин. 15:12). Верующий христианин подзаконен [греч. энномос] Христу (1Кор. 9:21). Но существует различие между понятиями «быть под законом» (Гал. 4:21) и быть «подзаконным» Христу. История спасения человечества находит во Христе свое завершение. Христос – это «конец закона» (Рим. 10:4). Иисус пришел не нарушить «закон или пророков», а исполнить их (Мф. 5:17). Павел в Рим. 3:31 опровергает мнение о том, что вера отменяет З. «...мы ... закон утверждаем», – говорит он, подразумевая при этом З. веры, божеств. право в целом. Синайское законодат-во с его обязательствами больше недействительно для Церкви Христа. Его место заняла вера в Евангелие. (О соотношении З. и Евангелия см. ниже, п. VI.)
V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА
Содержание З. передавалось различными способами: в виде кратких текстов, составленных в форме вопросов и ответов, посредством ритуалов, в виде сборников правовых норм и вероучительных положений. В зависимости от конкретного случая, толкование З. доверялось судьям, старейшинам или священникам (ср. Втор. 17:8–11). Согл. З. решались судебные дела у ворот Вифлеема (Руф. 4:1–12). Чтение З. священником было неотъемлемой частью богослужения в великие праздники (Втор. 31:9). Глава семейства, как домашний священник, произносил в пасхальную ночь ритуальную молитву – своеобразный символ веры (Исх. 13:14). Родители должны были наставлять в З. детей (Исх. 13:8–10; Втор. 6:6–9; Втор. 11:18–20), а священники – весь народ (Лев. 10:11; Втор. 33:10). В молитве (шема), которую следовало произносить утром и вечером, содержатся отрывки из З. (Втор. 6:4; ср. Числ. 15:37). Пророки призывали народ и его вождей в вопросах политики поступать в соответствии с Десятью заповедями (ср. Ос. 4:1–6.12.13.18.19; Ос. 5:1–7). З. также способствовал укреплению веры ветхозаветных праведников (ср. Втор. 6:6; Втор. 11:18; Пс. 18:9; Пс. 118:11; Притч. 3:3; Притч. 7:3; Ис. 51:7; Иер. 31:33). Он служил им утешением (Пс. 118:50), был для них «светильником ноге и светом стезе» (Пс. 118:105), источником радости и мира (Пс. 118:162.165).
VI. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА Значение закона и его отношение к З. веры: (З. и Евангелие).
А: 1) противостояние Иисуса и сторонников праведности, основанной на ветхозаветном З., на первый взгляд служит подтверждением предположения, которое неоднократно вы-сказывалось в Церкви со времен Маркиона. Согл. этой гипотезе, новый завет отменил древний, и вместо сурового ветхозаветного Бога явился Бог благой. С заменой формулы «ты должен» на «ты можешь» страх пред Богом заметно уменьшился, но вместе с ним исчез и благоговейный трепет пред Божьим величием;
2) из этого следует, что изложенные в З. Божьи установления нельзя предавать забвению. Необходимо продолжать проповедь верховной власти святого и вечного Бога над человеческой жизнью (ср. Деян. 17:27.30; Рим. 2 и др.). З. не может быть заменен Евангелием, они должны сосуществовать. Сам Иисус, вера в Которого составляет суть Евангелия, «подчинился закону» (Гал. 4:4). О необходимости соблюдения З. Он говорил в ⇒ Нагорной проповеди (Мф. 5:17–20). Божьи заповеди поддерживали Его в великом искушении (Мф. 4). Вся Его жизнь, вплоть до распятия на Голгофе, была воплощением совершенной власти Бога над этим миром и над всеми нами;
3) сложным было и отношение к З. и Евангелию, когда менялись не только акценты (ср. благовествования Павла и Иакова), но возникали совершенно противоположные концепции. В то время как одни видели путь к спасению в исполнении З., другие утверждали, что единств. путь к Богу – это Божья благодать (ср. Рим. 2:21). Третьи же полагали, что путь к оправданию открывается как через З., так и через Евангелие – через поступки и через благодать одновременно.
Б: 1) Библия называет З. «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), и она же утверждает, что З. «производит» искушение (Рим. 7:7); тем не менее, отношение З. к Евангелию нельзя определять в негативном аспекте (ср. Мф. 5:17; Рим. 3:31). Библия свидетельствует, что откровение на Синае явилось исключит. событием в истории спасения (Гал. 3:17). С дарованием З. мир и история обрели некий единый центр, который определяет обществ. и личную, мирскую и духовную жизнь;
2) о даровании НЗ (напр., Ин. 13:34) в Библии говорится как о поворотном моменте в истории человечества (Ис. 42:6.9; Ис. 49:6; Ис. 54:9.10; Иер. 31:31; Иез. 34:11; Иез. 36:26.27). О своеобразии НЗ говорит не только ап. Павел, который боролся против З. (Рим. 10:4; Гал. 3:10), но и автор Послания к евреям, отстаивающий идею исключительности Иисуса Христа по сравнению со всеми мужами, которых Бог использовал в ВЗ в качестве посредников между Собой и людьми (Евр. 1:2; Евр. 3:3; Евр. 7:11; Евр. 12:18). Существенное различие между ветхим и новым заветами заключается в том, что Бог, исключив всякое посредничество, ныне Сам ведет Своих приверженцев (ср. Иез. 34:11; Зах. 10:3). Благословения, дарованные Израилю, стали теперь, через Иисуса Христа, Сына Божьего, всеобщим достоянием. В Нем Бог являет Свое любящее сердце. Иисус сошел с судейского трона и взошел на место казни, предназначенное преступникам, принеся на крест наши грехи перед З. Затем Бог вложил в нас Свой З. (Иер. 31:33), и ныне Сам живет в спасенных: «Христос в нас» (Кол. 1:27). Отношение христиан к З. изменилось коренным образом. З. исполнился «в Иисусе Христе», и движущей силой к его исполнению становится уже не страх, а любовь. Церковь Христа должна жить исключит. по Его З. (1Кор. 9:21), в смирении, послушании и служении. Она не приказывает и не угрожает, а молит, свидетельствует, просит (Ин. 12:26; Ин. 13:15.16; 1Кор. 4:12.13; 2Кор. 5:20). Служители НЗ больше не проповедуют человеч. мораль; они приходят в ожидающий суда мир с предложением примириться с Богом и вместо З. возлагают на плечи людей «легкое бремя» Иисуса Христа (Мф. 11:30). С терпением и смирением они проповедуют свободу (Ин. 8:36), к которой призвал их Господь, а также свободу, даруемую новым З. Духа (Рим. 3:27; Рим. 8:2; Иак. 1:25; Иак. 2:12);
3) об особенностях ветхозаветного З. и о его силе следует судить в сравнении с новозаветным З. Христианин должен истолковывать З. таким образом, чтобы видеть в нем путь, ведущий из оков греха к общению с милосердным Богом.
В. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЗАКОНА. Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам:
1) З. – высшая правовая норма для всех народов, удерживающая этот мир от деградации. Важнейшим критерием оценки любого гражд. кодекса являются Десять Заповедей;
2) З. – это подготовительный этап к принятию Евангелия, З. – судья грешников (1Тим. 1:8–10) и «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24);
3) З. и для учеников Иисуса остается помощником, «путеводителем» и предостережением от ложного истолкования свободы (ср. Рим. 6:1; 1Петр. 2:15–17);
4) Церковь Христова должна строго следить за тем, чтобы З. не проповедовался как путь спасения, ибо ветхозаветный З. убивает, и только Закон Духа дарует жизнь (2Кор. 3:7.8).