Моисей
Моисей [евр. Моше, «выводящий», «извлекающий» ], величайший из пророков, которому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве которого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы.
I. Имя «М.» было наречено ему матерью Иохевед (в Синод. пер. – Иохаведа, Исх. 2:7–10; Исх. 6:20), которая, согл. иуд. преданию, была пророчицей и дала сыну имя, которое указывало на его будущее призвание. Имя «М.» объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения др.-евр. корня слова маша – «вытягивать», «вытаскивать» (Исх. 2:10). По-видимому, дочери фараона мать М. объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде. В то же время в др.-егип. языке созвучное слово мосе означает «сын», «дитя» (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др.), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.
II. М. – сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мирьям (в Синод. пер. – Мариамь), а старшим братом – Аарон (Исх. 6:16.18.20). М. родился в Египте, согл. иуд. традиции в 1393–1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизит. к 1350 г. или, по иной хронологич. методике, приблизит. к 1525 г. до Р.Х. (⇒ Летосчисление). На момент рождения М. действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных евр. мальчиков (Исх. 1:22). Мать скрывала младенца М. три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила. Дочь фараона нашла М., и Мариами родная мать стала его кормилицей. Когда М. подрос, мать привела его к дочери фараона, у которой он «был вместо сына» (Исх. 2:1–10).
III. М. стоял у истоков рождения Израиля как самостоят. народа. Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея. В том что М. – реальная историч. личность, в наше время уже практич. никто не сомневается. Созвучие его имени егип. мосе, а также соответствие данных его биографии др.-егип. реалиям лежат в основе евр. традиции, объяснить которую можно только историч. фактами. Нет никаких оснований рассматривать М. как мифологич. личность: без его участия начало евр. национальной истории объяснить невозможно. Его индивидуальность, сила его характера, его роль посредника в объявлении народу Божьей воли наложили неизгладимый отпечаток на историю и религию не только Израиля, но и всего человечества. Если же, несмотря на это, некоторые исследователи не решаются представить связную картину жизни и деятельности М., то это происходит в силу того, что они пренебрегают высокой ценностью Пятикнижия Моисея как историч. источника. Исследование первоисточников у таких ученых сопровождается представлением об устной передаче историч. фактов и преданий в течение многих столетий после смерти М., при отсутствии фиксированного письм. текста. Однако сегодня известно, что на Ближнем Востоке задолго до Моисея существовали глубокие традиции письменности и историографии, что позволяет противопоставить подобным теориям убедит. аргументы, свидетельствующие в пользу написания Пятикнижия именно в эпоху Моисея, и даже им самим.
Годы до исхода
83 Рождение Аарона (Исх. 7:7).
80 Рождение Моисея (Исх. 7:7)
40 Бегство Моисея в Мадиам (Деян. 7:23.29)
1 Призвание Моисея Богом (Исх. 3)
Начало ⇒ казней египетских пришлось, вероятно, на пятый месяц – время разлива Нила.
Дни, месяцы и годы после исхода
10. I. 1 Отделение пасх. агнцев от стада для празднования Пасхи (Исх. 12:3)
14. I. 1 Пасха (Исх. 12:6)
15. I. 1 Поражение первенцев (Исх. 12:29)
Исход из Раамсеса (Числ. 33:3)
21. I. 1 Переход через море (Исх. 14)
15. II. 1 Израиль в пустыне Син (Исх. 16:1)
1. III. 1 Израиль у горы Синай (Исх. 19:1.2)
6. III. 1 Богоявление на Синае. Заключение завета и дарование Десяти Заповедей (Исх. 20)
1. I. 2 Поставление скинии завета (Исх. 40:2.17)
1.–7. I. 2 Освящение священников и жертвенника (Лев. 8:33.35; Исх. 29:37)
8. I. 2 Жертвоприношение Аарона. Слава Господня над скинией. Гибель Надава и Авиуда (Лев. 9:1.23; Лев. 10:1.2)
8.–19. I. 2 Жертвоприношения начальников (Числ. 7:1.2.10)
14. I. 2 Пасха (Числ. 9:1–5)
1. II. 2 Первое исчисление народа (Числ. 1:1)
14. II. 2 «Вторая Пасха» (Числ. 9:11)
20. II. 2 Сыны Израилевы отправляются в путь из Синайской пустыни (Числ. 10:11.12). Посещение разведчиками Ханаана «в пору созревания винограда» (Числ. 13:21), т.е. в четвертом месяце (⇒ Календарь)
10. VII. 2 День Очищения (Лев. 16:29–34) Пребывание в Кадесе, предположит. до 3-го года (Втор. 1:46; Втор. 2:14) 38 лет ⇒ странствования в пустыне (II,2)
I. 40 Израиль снова в Кадесе. Кончина Мариами (Числ. 20:1)
1. V. 40 Кончина Аарона (Числ. 33:38)
40 Переход через поток в долине Заред (Втор. 2:14)
1. XI. 40 Прощальная речь Моисея (Втор. 1:3–5) Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор. 34:8; ср. Нав. 4:19)
Хронологические данные Пятикнижия и иудейской традиции о жизни Моисея
IV. Как приемный сын дочери фараона (Евр. 11:24), М. был «научен всей мудрости Египетской» (Деян. 7:22); он, несомненно, был хорошо знаком с религ. традициями и юрид. нормами Древнего Востока. Возможно, в Египте он проявил свои способности и на дипломатич. поприще (так утверждают иуд. предания). Но вся его блестящая будущность егип. вельможи (а возможно, даже наследника престола) мгновенно рухнула, когда 40-летний М., заступившись за соплеменника-раба, убил егип. надсмотрщика. Спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиам. Живя там, М. женился на ⇒ Сепфоре, дочери мадиамского священника Рагуила, или ⇒ Иофора (Исх. 2:11–22; Числ. 10:29). Здесь он прожил 40 лет среди народа, чье родословие, как и родословие израильтян, восходило к Аврааму (Быт. 25:1.2) и который, возможно, сохранял некоторые религ. традиции потомков Авраама, имея представление о едином Боге (см. Исх. 18:10–12). Своему первенцу М. дал имя Гершом [евр. «пришельцем (был я) там»; в Синод. пер. – Гирсам], выразив т.о. тоску по стране праотцев – Ханаану; второго сына он нарек Элиезером (евр. «Бог – мой помощник»; в Синод. пер. – Елиезер), запечатлев тем самым несокрушимую веру в Бога Авраама (Исх. 18:3.4). Годы, проведенные в Мадиаме в общении с Иофором, помогли М. достичь внутр. зрелости. И настал час, когда Бог призвал его к великой миссии – освобождению Своего народа (Исх. 2:23 – Исх. 4:17). Господь открылся М. в пламенеющем терновом кусте («неопалимой купине») с именем, означающим «Вечносущий», или: «Я Есмь» («Я здесь», согл. комментарию М. Бубера; это имя совмещает в себе три временные формы др.-евр. глагола гайа – «быть» или гава – «производить бытие», и, след., означает «Тот, Кто был, есть и будет» или «Тот, Кто производил, производит и будет производить бытие», Исх. 3:13–15; в Синод. пер. здесь – «Сущий». Согл. иуд. традиции, при произнесении вслух это имя заменяется словом Адонай – «Господин мой», поэтому практич. везде в Септуагинте оно переведено как Кюриос – «Господин», «Владыка», в Синод. пер. – «Господь»). Однако Богу предстояло преодолеть в М. неготовность к столь высокой миссии, т.к. тот считал себя недостойным осуществлять поручения Всевышнего. Бог дал в сотрудники М. Аарона – в качестве оратора, т.к. сам М. не отличался красноречием.
V. М. и Аарон совместно предстали пред собранием израил. старейшин (Исх. 4:28–31), а затем и перед фараоном, чтобы добиться возвращения народа в землю обетованную (Исх. 5). Посредством целого ряда чудес и наказаний (⇒ Казни египетские) Господь преодолел сопротивление фараона, который, постоянно ожесточая свое сердце, нарушал обещания отпустить израильтян (⇒ Исход). Переходом евреев через расступившееся ⇒ Чермное море и гибелью в его водах войска фараона завершилась победа Божья, запечатленная в уставах Пасхи и прославленная в песне Моисея и Мариами (Исх. 12:1 – Исх. 14:1; Исх. 15:1–21). Это произошло, согл. иуд. традиции, в 1313–1312 гг. до Р.Х., по мнению же совр. ученых, – ок. 1270 или ок. 1445 г. до Р.Х. (⇒ Летосчисление, IV,2).
VI. Путь Израиля в Ханаан лежал через пустыню (⇒ Странствования в пустыне). Здесь постоянно проявлялись долготерпение М., его преданность Богу, непоколебимая вера в Него и его любовь к своему народу. Народ же вновь и вновь проявлял недовольство, роптал и восставал – в Мерре (Исх. 15:23–24), в пустыне Син, в Массе и Мериве (Исх. 16:1–15; Исх. 17:1–7). В ответ на ропот Бог являл чудеса: подавал еду в виде перепелов и манны, воду из скалы. После победы над Амаликом (см. Исх. 17:8–16) Иофор привел в стан израильтян семью М., которую М. на время бурных событий исхода из Египта отослал к своему тестю. Иофор дал М. мудрый совет по отправлению правосудия (см. Исх. 18).
VII. Господь сошел на гору Синай, и М. присутствовал, как посредник завета, при объявлении Богом ⇒ Десяти заповедей, М. передал народу часть будущей Торы (Пятикнижия) – ⇒ Книгу Завета и вместе со старейшинами Израиля торжественно заключил от лица народа завет с Богом (см. Исх. 19:1; Исх. 20:1; Исх. 24:1). Затем он снова взошел на гору и пребывал там сорок дней и ночей. В это время он получил множество повелений, касающихся устроения на свящ. началах религ.-нравств., обществ., политич., экономич., семейной и частной жизни израильтян (согласно иуд. традиции, 613 заповедей, подробно развивающих содержание десяти первоначальных), в т.ч. указания о возведении ⇒ скинии собрания и предписания о богослужении (см. Исх. 21–31). Сходя с горы, М. нес народу две ⇒ скрижали Закона с начертанным на них Десятословием (Декалогом, ⇒ Десять заповедей). Однако, пока М. пребывал на горе, народ, смущенный его долгим отсутствием, принудил Аарона изготовить золотого тельца. Идол был отлит, и народ стал приносить ему жертвы. М. в гневе разбил скрижали завета, т.к. народ нарушил условие завета – не поклоняться иным богам; вслед за этим М. произвел суровый суд над отступниками. Вскоре, однако, он предстал пред Богом с самоотверж. ходатайством за народ, умоляя простить израильтян или, в противном случае, «изгладить» самого Моисея из книги Господней (т.е., очевидно, М. был готов ради своего народа отказаться от жизни вечной! Исх. 32:31–33; ср. Мал. 3:16.17). И Бог обещал не оставлять Израиля (Исх. 32–33). Господь написал Десятословие на новых скрижалях. Когда, вновь проведя на Синае сорок дней и ночей, М. вернулся к народу, лицо его «сияло лучами», потому что Бог говорил с ним. Всякий раз, закончив передавать израильтянам повеления Божьи, он закрывал покрывалом лицо, пока вновь не представал пред Богом (Исх. 34:1; 2Кор. 3:7–18). Была воздвигнута скиния завета (Исх 35–40), М. получил предписания о жертвоприношениях и посвятил Аарона и его сыновей в священники (Лев. 8).
VIII. На втором году странствований по пустыне, Мариамь и Аарон, завидуя М., стали упрекать его за то, что он взял жену из племени кушитов (Хуш; в Синод. пер. – «Ефиоплянку», Числ. 12:1). Они пытались оспорить исключительность миссии и сана М. Однако Бог засвидетельствовал: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12:8). В наказание за грех Мариамь была поражена проказой и исцелилась только благодаря молитве М. Под Моисеевой «женой Ефиоплянкой», очевидно, подразумевается Сепфора, а не к.-л. другая женщина (см. имена в Быт. 10:6–8, часть из которых указывает на принадлежность к аравийским племенам). Позже, когда разведчики, посланные для обозрения Ханаана, возвратились в Кадес и своим рассказом побудили народ к мятежу, М. своим ходатайством перед Богом за народ вновь воспрепятствовал его истреблению (Чис 13–14). Он опять, как и на Синае, отклонил предложение Бога сделать его потомков многочисл. и могучим народом, который пришел бы на место согрешивших израильтян (Числ. 14:12; ср. Исх. 32:10). При восстании ⇒ Корея (3), ⇒ Дафана и ⇒ Авирона М. и Аарону удалось отвратить от народа самую тяжкую кару (Числ. 16). Но после этого они и сами согрешили, обратившись в Кадесе к народу с укорами от своего, а не от Божьего имени (Числ. 20:10). кроме того, М. вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом (Числ. 20:8.11–13). За это ослушание М. и Аарон были лишены права войти в землю обетованную. Но М. и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем. Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару (Числ. 20:23–29), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой (Числ. 21:6–9; ср. Ин. 3:14–16). Кара над мадианитянами, которые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М. (Числ. 31).
IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с которым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор. 28–30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор. 31:7.8). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7). Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную. Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор. 34). Согл. некоторым преданиям, отзвуки которых сохранились в Иуд. 1:9, тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф. 17:1–4, где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом).
X. Ряд мест Пятикнижия свидетельствует о лит. деятельности самого М. в связи с записью им текста Торы. Он последоват. перечисляет стоянки израильтян в пустыне (Числ. 33:1–49); записывает обстоят-ва сражения с Амаликом (Исх. 17:14); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего (Исх. 24:4.7), он в конце жизни передает ее левитам (Втор. 31:24–26). Если иметь в виду непосредств. влияние свыше, постоянно сопутствовавшее записи Пятикнижия (см. Исх. 17:14; Втор. 31:19), а также образование, полученное М. в Египте, то становится понятно, как ему удалось осуществить запись столь грандиозного свода сведений о мироздании и о Свящ. истории, каким являются книги, носящие его имя. При этом спорным остается вопрос, в какой мере М. при составлении книги Бытие пользовался древнейшими историч. источниками. Имя М. носят и некоторые поэтич. произведения, входящие в Тору (Песнь при переходе через Чермное море, Исх. 15:1; Песнь Моисея и Благословение Моисея, произнесенные им перед смертью, Втор. 32– Втор. 33:1), а также Пс. 89:1. Согл. иуд. преданию, он – автор Пс. 90:1 – Пс. 99 и Книги Иова. Существуют и приписываемые авторству М. ⇒ апокрифы, напр. Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Книга Юбилеев (евр. оригинал которой был найден в Кумране) и др.
XI. Будучи законодателем (⇒ Закон), М. передал народу Израиля от лица Бога заповеди, законы, суды и уставы, предписывающие нормы и правила каждодневной жизни и порядок богослужения. Будучи пророком, он возвестил народу грядущие последствия как повиновения Богу, так и противления Его воле. Будучи народным вождем и верховным судьей, М. заботился о том, чтобы Израиль жил согл. постановлениям Господним. При этом он постоянно выступал ходатаем за свой непокорный народ, отвращая от него гнев Божий. М. отказался стать прародителем нового народа, т.к. тогда погибли бы согрешившие израильтяне, и предпочел принести себя в жертву за этот народ (Исх. 32:32). Его деятельность была одноврем. и священнич., и пророч. Вспыльчивый, склонный к гневу в молодые годы, с терпением и любовью трудился он на благо своего народа в годы зрелости и в старости удостоился такого свидетельства: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3). Он был мужем молитвы, с которым Господь говорил «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11). Он, будучи посланником Господа, противостоял и могуществу фараона, и мятежному народу. После 80 лет жизни, на протяжении которых Бог духовно воспитывал и научал М., его бескорыстное и самоотверж. служение послужило тому, что из множества потомков Авраама, Исаака и Иакова сложился новый единый народ Божий. В НЗ М., как посредник ВЗ, сопоставляется с Иисусом Христом; при этом как сам М., так и его деяния объявляются прообразными по отношению к событиям НЗ (Ин. 3:14.15; Деян. 3:22–24). Миссия Сына Божьего рассматривается как завершение и кульминация миссии М., а учение Иисуса – как откровение духовного смысла учения М. (Мф. 5:17–20; Ин. 1:17; Рим. 3:21; 2Кор. 3:12–18). В том же «доме Божьем», где М. был верным служителем, Христос является Сыном (Евр. 3:2–6).