Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Послания Иоанна

ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ

I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ

Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, которые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми (Ин. 6:66). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (⇒ Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе.

II. АВТОР

Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидетельство ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х.

III. АДРЕСАТ

Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возможно, послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, которым адресованы семь посланий книги Откровение (Откр. 2Откр. 3). В отличие от Второго и Третьего посланий, которые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. литературе. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, которая ощущается не только в обращениях «возлюбленные» (1Ин. 2:7) или «дети» (1Ин. 2:12), но и в языке, тональности всего послания.

IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ

Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. кроме того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название «докетизм»).

V. СОДЕРЖАНИЕ

В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда – все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон (1Ин. 1:1–4).

VI. КОМПОЗИЦИЯ

Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав:

Введение: подлинность и достоверность благовествования (1Ин. 1:1–4):

1. Условия, необходимые для общения с Богом (1Ин. 11Ин. 2:17):

а) очищение от грехов (1Ин. 11Ин. 2:2);

б) единство веры и дел (1Ин. 2:3–11);

в) неприятие мира (1Ин. 2:12–17).

2. О постоянстве (1Ин. 21Ин. 3:24):

а) отпадение антихристов (1Ин. 2:18–23);

б) пребывание в правде (1Ин. 2:24–29);

в) пребывание в праведности (1Ин. 3:1–10);

г) пребывание в любви (1Ин. 3:12–18);

е) уверенность в спасении (1Ин. 3:19–24).

3. Сущность любви (1Ин. 4:1–21):

а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его (1Ин. 4:1–6);

б) откровение Божьей любви в воплощении Христа (1Ин. 4:7–11);

в) значение нашей любви (1Ин. 4:12–15);

г) пребывание в любви Божьей (1Ин. 4:16–21).

4. Вера (1Ин. 5:1–21):

а) истинная вера и ее воздействие (1Ин. 5:1–5);

б) главное свидетельство нашей веры (1Ин. 5:6–12);

в) общение с Богом в вере (1Ин. 5:13–21).

VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить ⇒ возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека (1Ин. 3:9.14; 1Ин. 4:7; 1Ин. 5:1.4.18). Послание призвано укрепить возрожденного человека, которому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога (1Ин. 2:1.2; 1Ин. 3:1.8.14; 1Ин. 4:9.10 и др.);

2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть которых не всегда осознается человеком (1Ин. 11Ин. 2:2), и делами, согласующимися с верой (1Ин. 2:3–11). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому (1Ин. 2:12–17). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом (1Ин. 2:22) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова (1Ин. 2:19). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, которой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни – это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого (1Ин. 5:18);

3) основой новой жизни является любовь, которая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему (1Ин. 4:20.21). В этой любви, которая обязат. должна подкрепляться делами (1Ин. 3:18), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь (1Ин. 4:16). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения (1Ин. 4:9). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь (1Ин. 4:2.3);

4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, которая дается исключит. через возрождение и которая живет только в любви (1Ин. 5:1). Верующий «побеждает мир» (1Ин. 5:4), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь.

ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ

I. АДРЕСАТЫ

Заголовки обоих коротких посланий и их тесная связь с Первым посланием указывают на авторство ап. Иоанна, который здесь, однако, называет себя «старцем» (2Ин. 1:1; 3Ин. 1:1). Эти послания адресованы «избранной госпоже» (предположит., некоей вдове) «и ее детям» (2Ин. 1:1), а также христианину Гаию, который нигде более не упоминается (3Ин. 1:1). Адресатом Второго послания могла быть и церковь (в этом случае под «госпожей и ее детьми» аллегорич. подразумевается церковь). Объем каждого послания соответствует размеру одного листа папируса.

II. КОМПОЗИЦИЯ

1. Второе послание ап. Иоанна:

а) единство в истине (2Ин. 1:1–3);

б) любовь как хождение в истине (2Ин. 1:4–6);

в) распознавание обольстителя и антихриста (2Ин. 1:7);

г) предостережение от отпадения (2Ин. 1:8.9);

д) призыв остерегаться лжеучителей (2Ин. 1:10.11);

е) обещание посетить адресатов послания (2Ин. 1:12);

ж) заключит. приветствие (2Ин. 1:13).

2. Третье послание ап. Иоанна:

а) приветствие и благословение (3Ин. 1:1.2);

б) свидетельство о хождении Гаия в истине (3Ин. 1:3.4);

в) свидетельство о его деятельной любви (3Ин. 1:5.6);

г) кто любит, тот споспешник истины (3Ин. 1:7.8);

д) надменность Диотрефа (3Ин. 1:9.10);

е) Димитрий – пример человека, делающего добро (3Ин. 1:11.12);

ж) заключит. замечания и приветствия (3Ин. 1:13–15).

III. СОДЕРЖАНИЕ

В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о которых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине (2Ин. 1:1–3; 3Ин. 1:3–8). Ходить в истине – значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа (2Ин. 1:7–9). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их (2Ин. 1:10.11). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в котором человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола (3Ин. 1:9.10), который, по словам Иоанна, «принимал славу от людей» (см. Ин. 5:41.42.44) и тем самым показывал, что он – не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок (3Ин. 1:10).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle