Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Письмо

I. ПИСЬМА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПАЛЕСТИНЫ

Уже во времена Авраама люди писали П. В ходе раскопок города Мари был найден целый архив, состоящий прим. из 20 тыс. П. Эти П., написанные на глиняных табличках (ок. 1700 г. до Р.Х.), позволяют восстановить картину жизни на берегах Евфрата. Так, в одном П. сестра царя Зимри-Лима пишет, что лишилась своих стад и хотела бы получить новые, чтобы пасти их. Из этого можно сделать вывод, что сестра царя сама пасла скот, т.е. что пастушеством занимались не только бедные люди (ср. Ревекка, Рахиль и Сепфора). Другим важным собранием писем XIV в. до Р.Х. являются егип. П. ⇒ Телль-Амарнский архив.

II. ПИСЬМА, НАЙДЕННЫЕ В ПАЛЕСТИНЕ

По сравнению с важными и значит. находками в Месопотамии и Египте собрания П., найденные при раскопках в Палестине, сравнит. невелики. Самый значит. архив остраков (глиняных черепков с надписями) найден в ⇒ Самарии, но в нем содержатся лишь краткие заметки о поставках вина и масла к цар. двору. Остраки же из ⇒ Лахиса, напротив, рисуют яркую картину смятения, царившего в Иудее во время вавил. нашествия. Эти глиняные таблички появились, вероятно, в то время, когда Навуходоносор уже осадил Иерусалим, но Лахис все еще находился вне зоны воен. действий. Встречается на табличках и название «Азека» (см. Иер. 34:7). Написанные чернилами на глиняных черепках П. были найдены в помещении у главных ворот Лахиса. Они адресованы «господину Яошу», коменданту Лахиса, и являются, видимо, остатком архива, основная часть которого погибла при захвате города вавилонянами (между 588 и 586 гг. до Р.Х.). На зап. берегу Мертвого моря были найдены 17 П., относящихся к заключит. этапу восстания Бар-Кохбы (134–135 гг.) и написанных Симоном бар-Косеба (прозванным Бар-Кохба). Именно данные П. представляют собой основной источник информации об этом восстании.

III. ПЕРГАМЕНТЫ И ПАПИРУСЫ

За искл. кумранских рукописей, в Палестине не найдено других пергаментов или папирусов, но в Египте, в условиях сухого климата, эти материалы достаточно хорошо сохранились. Так, в Саккаре было найдено П., в котором жители Аскалона, осажденного Навуходоносором, просили египтян о помощи. На месте евр. воен. колонии в Элефантине было обнаружено множество написанных на папирусе П., торговых договоров и актов, относящихся к V и IV вв. до Р.Х. В них, в частн., встречаются имена ⇒ Санаваллата, перс. наместника в Самарии, и священника Иоханана (ок. 410 г. до Р.Х.).

IV. ПИСЬМА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Письма в вз упоминаются довольно часто (2Цар. 11:14; 3Цар. 21:8; 4Цар. 20:12), причем иногда приводится и их содержание (4Цар. 5:5–7; 4Цар. 10:1–3; 4Цар. 19:10–14). Большое значение имеет П. Иеремии к евр. пленникам в Вавилон (Иер. 29:11). Упоминаются также «разводные» П. (Втор. 24:1) и купчие записи (Иер. 32:10–14). Купчие записи делались на глиняных табличках, которые затем запечатывались в глиняный сосуд. На наружной поверхности сосуда еще раз воспроизводился текст договора. Образцы подобных записей найдены в Месопотамии.

V. ПИСЬМА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

НЗ содержит 21 П. (послание). Большинство из них принадлежат ап. Павлу (Рим. 1, 1Кор. 1 и 2Кор. 1, Гал. 1, Еф. 1, Флп. 1, Кол. 1, 1Фес. 1 и 2Фес. 1, 1Тим. 1 и 2Тим. 1, Тит. 1 и Флм. 1). кроме того, в Деян. 1 приводятся П., содержащее постановление ⇒ Апостольского собора (Деян. 15:23), и П. Лисия (Деян. 23:26). Упоминаются и другие П., точное содержание которых неизвестно (1Кор. 5:9; 2Кор. 10:9; Кол. 4:16). Но не все П. в НЗ написаны в традиц. форме. Так, Откровение Иоанна, содержащее семь посланий (Откр. 2, Откр. 3), представляет собой прежде всего Апокалипсис (Откровение о потустор. мире и о грядущем), а Послание к Евреям написано в жанре эпистолы (искусно построенного назидат. послания). С др. стороны, Послание Павла к Филимону, в отличие от посланий, обращенных к церквам, носит исключит. личный характер, оно к тому же было не продиктовано (Рим. 16:22; 1Кор. 16:21; Кол. 4:18; 2Фес. 3:17), а написано автором собственноручно (Флм. 1:19; ср. Гал. 6:11; 2Ин. 1:12; 3Ин. 1:13). Обычно же личный характер посланий отступает на второй план перед их истинной целью – благовествованием о делах Божьих. Послания ап. Павла, как и остальные новозаветные послания, написаны в основном по схеме: отправитель и приветствие (Рим. 1:1.7; 1Кор. 1:3; 2Кор. 1:2; Гал. 1:1.3 и др.), получатель (напр., Гал. 1:2; Еф. 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1 и т.д.), благодарение Богу и молитва (напр., Кол. 1:3; 1Фес. 1:2; 2Фес. 1:3; 2Тим. 1 и др.). В заключение следовали ⇒ приветствия (Рим. 16:3; 1Кор. 16:19; 2Кор. 13:12; Еф. 6 и т.д.), а также благословения, заменявшие личную подпись отправителя (1Кор. 16:23; 2Кор. 13:13; Гал. 6:18; Еф. 6 и др.). В главных чертах подобное построение посланий соответствовало принятой в то время форме П. Однако послания Павла не только свидетельствуют о его знакомстве с антич. образцами эпистолярного жанра и риторики, но и выявляют особенности, свойств. исключит. ему одному, напр. наличие в них обстоят. молитвы (благодарность и ходатайство) в начале П. вместо обычного хайрейн – приветствия (в НЗ только в Деян. 23 и Иак. 1:1). Послания новозаветных авторов по форме и содержанию полностью отвечали цели благовествования. В них чередуются проповедь, поучение (Рим. 1:18; Рим. 2:1; Рим. 6:1; Рим. 7:1) и увещевание (Рим. 12:1.2; Рим. 15:30; 2Кор. 6:1; 2Кор. 10:1; Гал. 5:1; Еф. 5:1; Еф. 6), пророчества (Рим. 11:25; 2Фес. 2:1) и хвала (Рим. 11:33; 2Кор. 1:3; Еф. 1:3; Еф. 3:14). В первых частях посланий Павла больше внимания уделяется наставлениям в учении (напр., Гал. 1Гал. 5:12), а в других – вопросам христ. жизни (наставление, увещевание, ободрение – напр., Гал. 5Гал. 6:18). В Послании к Евреям поучения постоянно чередуются с увещеваниями. Новозаветные послания не только не копируют древнегреч. или древнеевр. образцы, но и представляют собой совершенно новый лит. жанр. «Стиль этих посланий присущ исключительно Павлу, и никому кроме Павла. Это не частное письмо, но и не произведение литературы, это что-то среднее между подражанием и неповторимостью» (У. фон Виламовиц-Мёллендорф). Авторы посланий НЗ не случайно придали им такую форму. Форма и содержание новозаветных посланий исполнены и в какой-то мере определены Св. Духом, действовавшим в авторах НЗ (см. 2Тим. 3:16).

VI. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПИСЬМО»

В 2Кор. 3:1–3 верующие метафорич. именуются «письмом Христовым», написанным Св. Духом через служение апостола.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle