Апостольский собор
Апостольский собор:
1) А.С. называют церк. собрание в Иерусалиме, состоявшееся между первым и вторым миссионерскими путешествиями Павла. На этом соборе за обращавшимися в христианство язычниками была признана свобода от Закона Моисея (Деян. 15);
2) поводом для А.С. послужило требование христиан из бывших иудеев к христианам, обратившимся из язычников, подвергнуться обрезанию (Деян. 15:1). Как полагают, это было выступление тех же людей, которые заставили Петра и Варнаву отказаться от общих трапез с христианами из язычников, поскольку те не соблюдали иуд. предписаний о чистой и нечистой пище (Гал. 2:11–14). Для разрешения этих противоречий антиохийская церковь направила Павла и Варнаву вместе с некоторыми другими христианами в Иерусалим (Деян. 15:2);
3) на собрании иерусалимской церкви в присутствии апостолов и пресвитеров (Деян. 15:4.6) бывшие фарисеи вновь выступили за обрезание христиан, обращенных из язычников. Петр напомнил, как поступил Бог при обращении Корнилия. Павел и Варнава рассказали о том, что Господь совершил через них во время их проповеднич. служения среди язычников. В заключение Иаков показал, что происходившее являлось исполнением ветхозаветного предсказания, и сделал из этого вывод, что язычникам для спасения нет необходимости сначала становиться иудеями через обрезание и подчинение Закону. Это встретило всеобщее одобрение и означало признание позиции Павла и антиохийской церкви;
4) с другой стороны, Иаков все же потребовал, чтобы христиане из язычников ради совместных трапез с обрезанными соблюдали четыре ветхозаветных заповеди о чистоте и воздерживались от «оскверненного идолами», «удавленины и крови» и блуда (Деян. 15:20.29; Деян. 21:25). Первые три заповеди обнаруживаются в Лев. 17:7–9.10–12.13.15; под четвертой, вероятно, следует понимать запрет браков между родственниками (Лев. 18:6–18; ср. 1Кор. 5:1), поскольку блуд в более широком смысле исключался на основании слов Иисуса (Мф. 5:28.32; Мф. 19:9). Еще в ВЗ четыре названных заповеди распространялись не только на израильтян, но и на чужеземцев, проживавших среди народа Божьего (Лев. 17:8.10.13; Лев. 18:26). Павел, который и сам готов был ради слабого брата отказаться от употребления мяса (оскверненного идолами, 1Кор. 8:13), очевидно, согласился с требованием Иакова. Человеческое решение и руководство Св. Духа рассматриваются в данном случае не как противоречие, а как две стороны одного явления. После долгих рассуждений (Деян. 15:7), рассмотрения приобрет. опыта и попытки получить ответ из Писания собравшиеся постановили: «Ибо угодно Святому Духу и нам...»;
5) данное решение А.С. было изложено письменно в т.наз. апостольском определении, адресованном церквам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян. 15:23), и направлено туда с Иудой и Силой, сопровождавшими антиохийцев. Это решение было воспринято с радостью, а в след. своем миссионерском путешествии Павел и Сила передали его и прочим церквам обращенных из язычников (Деян. 16:4). Об апостольском определении упоминается еще раз в Деян. 21:25. Иаков подчеркивает здесь, что полная свобода от Закона относится только к обращенным из язычников («А об уверовавших язычниках мы писали...»), в то же время Павел, как иудей, должен был показать, что он не отказывается жить по Закону;
6) дальнейшая сложность состоит в том, как рассказ Павла в Гал. 2:1–10 согласовать с фактами, изложенными в Деяниях апостолов. Убедительное решение содержит след. версия, представленная Ф.Ф.Брюсом: разговор Павла и Варнавы с Иаковом, Петром и Иоанном состоялся при втором посещении Иерусалима Павлом (Гал. 2; Деян. 11:30; ср. также Гал. 2 с Деян. 11:28). При этом апостолы признали уже существовавшую в Антиохии самостоят. церковь христиан, обращенных из язычников (Гал. 2:6–9). Тита не принуждали подвергнуться обрезанию, но речь, однако, не шла о том, что такое решение данного вопроса будет обязательным для всех. Позиция апостолов была подготовлена обращением Корнилия и его крещением, совершенным Петром (Деян. 10– Деян. 11:18). Возникновение же новых христ. общин среди язычников привело к тому, что возобновились разногласия с христианами из иудеев как в Малой Азии (что послужило поводом для написания Послания к галатам; ср. упоминание о христианах в Сирии и Киликии, Деян. 15:23), так и в Антиохии (Деян. 15:1; Гал 2 и след.). В этой ситуации, еще до А.С., и было написано Послание к галатам. Версия Брюса является попыткой согласовать оба рассказа, ничего не меняя ни в одном из них, и позволяет избежать сомнений в истинности одного рассказа при сравнении с другим.