Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Письменность, писец, писать

I 1) появление П. знаменует собой переход от доисторич. периода существования человечества к историч. Немые остатки цивилизаций, найд. при раскопках, не всегда дают возможность точно установить их сущность и назначение, позволяя ученым лишь строить догадки. С возникновением П. ситуация в корне меняется – появились письм. док-ты, составл. современниками ист. событий, надписи, позволяющие датировать события (⇒ Календарь (II) ⇒ Летосчисление), получить сведения о быте, культуре древних людей, об отношениях к собственности. Теперь ученые могли узнать названия народов, городов, собств. имена отдельных людей – иногда они как бы сами представляются нам. Только с появлением П. эпохи и народы прошлого в полном смысле слова начинают говорить с нами;

2) в истоках П., которое можно проследить в Месопотамии вплоть до 2-й пол. IV тысячел. до Р.Х., а в Египте до начала III тысячел. до Р.Х., всегда стоит рисуночное письмо. В нем слова и понятия выражаются соотв. рисунками, которые с течением времени упрощались в начертаниях. С развитием П. отдельные графические начертания частично отделились от обозначаемых слов или сочетаний звуков и стали выступать в качестве обозначений фонетически соответствующих им слогов в других словах. Но вся система П., тем не менее, оставалась очень сложной и насчитывала несколько сотен знаков. Решающим шагом к упрощению письменности явилось изобретение фонетич. письма, в котором графические знаки – буквы – передают не понятие, а звук. Буквы были распределены в особом порядке, по ⇒ алфавиту. На Ближнем Востоке алфавитное письмо имело только согласные буквы, гласные звуки первыми стали обозначать греки. Теперь для письма требовалось всего около 30 значков;

3) егип. иероглифы формально всегда сохраняли характер рисуночного письма, но наряду с этим в Египте развивалось иератическое и демотическое письмо (⇒ Египет). В Месопотамии, наоборот, рисунки уже на ранней стадии видоизменились в отдельные штрихи, точнее, клинья. Клинопись также сохраняла свой характер на протяжении тысячелетий. (О развитии буквенного письма, которое также возникло из рисуночного). В самарянской письменности сохранились формы раннеевр., в то время как для позднеевр. письма характерно употребительное поныне, первонач. арам., квадратное письмо. ⇒ Масоретский текст Ветхого Завета дошел до нас, записанный именно таким письмом.

Если речь не шла о надписях, которые должны были существоваь века и которые поэтому обычно вырезали в камне, то использовали таблички из сырой глины (прежде всего в Месопотамии). На них письм. значки выцарапывали или выдавливали с помощью ⇒ стиля (⇒ трости для письма). Покрытая письменами табличка затем высушивалась или подвергалась обжигу. Для недолговечных записей обычно использовали доску из дерева или пластину из слоновой кости, покрытую воском. На папирусе ⇒ Книга, II), коже и ⇒ пергаменте писали чернилами; для ⇒ писем и кратких записей использовали керамич. черепки (остраки), буквы на них иногда также выцарапывали. Профессион. писец носил у пояса свои письм. принадлежности (Иез. 9:2,11), т.е. материал для письма, чернильницу, перья и «писцовый нож» (Иер. 36:23) для заточки перьев. ⇒ Книга ⇒ Рукописи Мертвого моря.

III. 1) в Месопотамии и Египте чиновников и писцов, находящихся на правительств. и адм. службе (ср. 1Езд. 4:8; Есф. 3:12; Есф. 8:9), готовили в особых школах для писцов. Некоторые важные памятники литературы дошли до нас только в виде упражнений для письма, изобилующих ошибками; списки слов или своего рода рукописные словари, использовавшиеся в школах, в значит. мере помогли совр. исследователям в расшифровке клинописи. Архивы ⇒ Мари, ⇒ Рас-Шамры, Алалаха, Нузы и других городов, а также многочисл. док-ты и записи, относящиеся к правовой и хоз. деятельности, свидетельствуют о глобальном распространении П. на Древнем Востоке. Док-ты из самой Палестины более редки, но послания правителей палест. городов к фараонам из архива ⇒ Телль-Амарны (XV-XIV вв. до Р.Х.) и находки из Таанаха и Мегиддо, относящиеся к тому же периоду, показывают, что тер. Ханаана не была в этом отношении исключением. Работой ученика или прописями для упражнений считают, напр., календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.; ⇒ Календарь, III); учеником могли быть написаны и пять первых букв алфавита на глиняной табличке из Лакиша (VIII в. до Р.Х.) (ср. Ис. 10:19).

2) итак, вся библ. история, начиная с ⇒ Авраама (VII), происходила в ту эпоху существования П. и на пространстве, где для людей было вполне привычным делать записи, относящиеся к повседневным, бытовым делам. Т.о., у нас нет оснований полагать, что дошедшие до нас библ. повествования сначала существовали в виде устных преданий и что между ними и их письм. изложением прошли столетия (⇒ Моисей ⇒ Пятикнижие ⇒ Родословие, II). Во времена судей не вызывал удивления тот факт, что молодой человек из Сокхофа умел писать, а Гедеон или кто-либо из его 300 воинов умел читать (Суд. 8:14);

3) а) среди важнейших должностей при дворе израил. царей от Давида до Седекии наряду с должностями ⇒ начальника дворца и ⇒ дееписателя была и должность писца (2Цар. 8:17; 3Цар. 4:3; 4Цар. 12:10; 4Цар. 18:18; 4Цар. 22:3; Иер. 37:15), который, вероятно, был личным секретарем правителя. Во времена Иоаса и Иосии писец осуществлял надзор над средствами, собр. для ремонта храма (4Цар. 22:3–7; 2Пар. 24:11); б) кроме того, упоминаются писцы – должностные лица храмовой (1Пар. 24:6; 2Пар. 34:13), гражд. и воен. администраций (4Цар. 25:19; 2Пар. 26:11; Ис. 33:18; Иер. 52:25). Очевидно, эти должности занимали левиты (1Пар. 24:6; 2Пар. 34:13). Как и другие профессии, занятие писца могло стать семейной традицией (1Пар. 2:55 – роды писцов; в Синод. пер. – «племена Соферийцев»); в) очевидно, из писцов, которые переписывали свящ. списки ВЗ и записывали изречения пророков (Иер. 36:4.26.32), со временем образовалось сословие ⇒ книжников (см. Иер. 8:8).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle