Книга
I. РАННИЙ ПЕРИОД
Когда в Библии упоминается К. (в особенности это касается древнейших времен, напр. Исх. 17:14), то имеется в виду свиток из папируса или кожи. Несомненно, в это время в Израиле существовали и глиняные таблички (ср. скрижали завета), но в евр. яз. они назывались не К. (сефер, также – «свиток»), а табличками (луах). Словом луах называются также две каменные скрижали завета (Исх. 31 и т.д.). Маловероятно, что во времена Моисея все еще существовали свитки из кожи, т.к. в Египте задолго до этого выделанная кожа животных была заменена папирусом. Об этом говорят и древнейшие из обнаруж. в пирамидах надписи, в которых папирусный свиток обозначается отдельным иероглифом. Древнейший из известных в наст. время егип. папирусов – письмо из Саккары, относящийся ко времени правления VI династии (ок. 2325–2155 гг. до Р.Х.).
II. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИГИ
Для получения писчего материала стебли папирусного тростника разрезали на длинные полосы, складывали крест-накрест и прессовали в листы, смазав их предварит. клейким веществом. Папирусные листы соединяли в свитки шириной ок. 25 см и длиной обычно в 20 листов. Самый длинный из известных свитков достигает 41 м. В случае необходимости большие свитки разрезали на несколько частей. Писали только на одной стороне папирусного свитка (искл. – Иез 2 и след.; Откр. 5:1), причем текст можно было убрать, смыв чернила. Позднее папирус в качестве писчего материала уступил место ⇒ пергаменту.
III. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Слова «книга» и «книжный свиток» часто встречаются в тексте ВЗ. Упоминаются также названия К., служивших библ. авторам в качестве источников, напр. «Книга Праведного» (Нав. 10:13; 2Цар. 1:18), «Книга браней Господних» (Числ. 21:14). Эта последняя К., вероятно, являлась сборником песен, из которого была взята упоминаемая при описании воен. походов израильтян песнь о колодезе (Чис 21 и след.). «Книга Праведного» (Нав. 10:13; 2Цар. 1:18), из которой взята песнь о луке, видимо, представляла собой собрание героич. песен и описаний битв. В Библии упоминается также «книга жизни», название которой, вероятно, связано с родословными списками (см. Быт. 5:1; Неем. 7:5.64; Неем. 12:22; Иез. 13 и т.д.). Подобно тому как в родословный список заносятся имена всех членов рода, Бог хранит имена всех живущих на земле (Пс. 138:16), и в первую очередь – имена всех праведников (Пс. 68:29) и верных Господу (Пс. 86:6). Господь воздаст им по заслугам (Лк. 10:20; Флп. 4:3), они переживут Суд Божий и достигнут совершенства (Ис. 4:3; Дан. 12:1). Грешники будут вычеркнуты из К. жизни и должны будут умереть (Исх 32 и след.; Пс. 68:29). В НЗ говорится о том, что имена членов Церкви Иисуса «написаны на небесах» (Евр. 12:23), и прежде всего – имена тех, кто не отпал от Церкви во времена гонений (Откр. 3:5). Тот, кто причастен Христу, распятому и вознесенному, обретет вечную жизнь. Имя его записано в «книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8; Откр. 17:8; Откр. 21:27). кроме того, в Библии говорится о «книге, запечатанной семью печатями» (Откр 5 и след.), а также о К., по которым будут судить в день Страшного суда (Откр. 20:12; ср. Дан. 7:10).
IV. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В новозаветные времена К. в основном имели вид свитков (см. Лк. 4:17.20 – греч. «раскатав книгу», «скатав книгу»). Хотя Ч.Битти обнаружил папирусы, датируемые III в. по Р.Х., можно предположить, что списки ВЗ и НЗ в виде кодексов (т.е. нескольких листов, слож. вместе и сшитых с одной стороны) уже существовали много раньше. Страницы папирусного или пергаментного кодекса были заполнены с обеих сторон. В тексте НЗ при цитировании часто даются ссылки на ветхозаветные К.: на Книгу Моисея (Мк. 12:26), Книгу псалмов (Лк. 20:42), Книгу пророка Исаии (Лк. 4:17), Книгу (12 малых) пророков (Деян. 7:42). Неназванная К., о которой говорится в Пс. 39:8 (этот стих процитирован в Евр. 10:7), – это К. ветхозаветного Закона. В Деян.19 упоминаются колдовские К.