Послание к Римлянам
Послание к Римлянам занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами которой он еще не был знаком лично (Рим. 1:10), но о которой слышал много хорошего (Рим. 1:8; Рим. 16:19). Павел говорит о своем намерении в ближайшее время посетить Рим (Рим. 15:24). В этом послании, где ощущается живая связь между реалиями повседневной жизни и верой, Павел раскрывает суть своей проповеди и миссионерского служения.
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1) ПОДЛИННОСТЬ.
П.кР. всегда рассматривалось как бесспорно принадлежащее Павлу. Оспаривалось лишь авторство двух последних глав, при этом высказывались след. причины: а) славословие (в Синод. пер. – Рим. 14:24–26) в некоторых рукописях встречается дважды, после Рим. 14 и в конце послания, что, однако, не является доказат-вом того, что оно не принадлежит Павлу; б) Маркион не включал Рим. 15 и Рим. 16 в текст послания. Тертуллиан, Ириней и Киприан в своих сочинениях также нигде не упоминают эти главы, но это могло быть простой случайностью. Что же касается Маркиона, то он вносил в текст НЗ произвольные коррективы, основ. на собств. богосл. представлениях; в) некоторым исследователям казались странными приветствия (Рим. 16:3–15), адресованные членам церкви, которую Павел еще не посещал. Поэтому текст Рим. 15 и Рим. 16 они пытались рассматривать как послание, первонач. направленное в Эфес, или как отдельное рекомендат. письмо (Рим. 16) для направлявшейся в Эфес диакониссы Фивы. Но против этого свидетельствует сам текст. Во-первых, стихи Рим. 15:14–29 определенно адресованы братьям, живущим в Риме (ср. Рим. 1:13–15). Во-вторых, благоприятный отзыв Павла об Акиле и Прискилле (Рим. 16:3) имел значение только для членов церкви, живущих в Риме, куда предположит. и направилась эта супруж. пара. Вместе с другими сотрудниками Павла (ср. Рим. 16:5,7,9,12) они надеялись встретить в Риме апостола, планировавшего посетить рим. церкви. В этом случае посылать рекомендации в Эфес было бессмысленно. кроме того, церкви вообще активно обменивались членами;
2) МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ.
Судя по упоминанию ⇒ Гаия (3) (Рим. 16:23; ср. 1Кор. 1:14) и Ераста (2Тим. 4:20), местом написания послания был Коринф. Апостол планировал путешествие в Иерусалим с целью передать тамошней церкви пожертвования христиан из язычников (Рим. 15:26.31); это и другие обстоят-ва указывают на то, что зимой 55–56 гг. Павел провел три месяца в Греции (Деян. 20:2). Именно тогда, скорее всего, у него появилось достаточно времени для написания столь обширного послания;
3) АДРЕСАТ.
П.кР. свидетельствует о существовании в Риме христ. общины, подтверждением этому служит и текст Деян. 28:14 Связано ли возникновение рим. церкви с людьми, которые слышали проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:10), не установлено. Судя по сказанному у Светония, изгнание евреев из Рима (Деян. 18:2) было связано с появлением в городе христиан. Среди рим. знакомых и сотрудников Павла, которым он передает свои приветствия (Рим. 16:3–15), были и евреи. П.кР. позволяет сделать вывод о том, что Рим церковь состояла как из христиан, обращенных из язычников (Рим. 1:5; Рим. 11:13.17–24), так и из христиан-евреев (Рим. 7:1; Рим. 14:5,14,20). Рим церковь приняла истинное учение (Рим. 16:17), и Павел прославляет ее веру, послушание (Рим. 1:8; Рим. 16:19) и познания, которые дают возможность ее членам наставлять друг друга (Рим. 15:14). Но в Риме проявились и враждебные Павлу настроения, а его слово подвергалось искажению (Рим. 3:8; ср. Рим. 6:1), поэтому апостол предостерегает церковь от лжеучений (Рим. 16:17).
II. КОМПОЗИЦИЯ
А. Вступление:
1. Обращение и приветствия (Рим. 1:1–7).
2. Павел и рим. церковь (Рим. 1:8–15).
3. Тема послания (Рим. 1:16.17).
Б. Первая часть. Праведность от веры (Рим. 1:18 – Рим. 4:25):
1. Божий суд над язычниками (Рим. 1:18–32).
2. Бог как беспристрастный судья (Рим. 2:1–16).
3. Иудей перед Божьим судом (Рим. 2:17–29).
4. Преимущество, даруемое обрезанием (Рим. 3:1–8).
5. Божье обвинение человечеству (Рим. 3:9–20).
6. Откровение оправдания верой в Иисуса Христа (Рим. 3:21–31).
7. Доказат-во оправдания верой на примере Авраама (Рим. 4:1–25).
В. Вторая часть. Новая жизнь от Бога (Рим. 5– Рим. 8:39):
1. Плоды благодати (Рим. 5:1–11).
2. Возникновение нового человечества во Христе Иисусе (Рим. 5:12–21).
3. Свобода от греха (Рим. 6:1–23).
4. Свобода от Закона (Рим. 7:1–6).
5. Закон и грех (Рим. 7:7–25).
6. Новая жизнь в Духе (Рим. 8:1–11).
7. Сыны Божьи, принявшие Духа усыновления (Рим. 8:12–17).
8. Надежда, благодаря ходатайству Духа (Рим. 8:18–27).
9. Божий замысел (Рим. 8:28–30).
10. Непоколебимость в вере (Рим. 8:31–39).
Г. Третья часть. Праведность через веру и Израиль (Рим. 9– Рим. 11:36):
1. Плач об Израиле (Рим. 9:1–5).
2. Основа избрания (Рим. 9:6–13).
3. Бог свободен в выборе (Рим. 9:14–29).
4. Камень преткновения (Рим. 9:30–33).
5. Праведность через веру в ВЗ и вина Израиля (Рим. 10:1–21).
6. Остаток Израиля (Рим. 11:1–10).
7. Язычники и Израиль (Рим. 11:25–36).
Д. Четвертая часть. Жизнь в послушании вере (Рим. 12:1 – Рим. 15:13):
1. О праведном единстве (Рим. 12– Рим. 13:14).
2. О праведной свободе (Рим. 14– Рим. 15:13).
Е. Заключение (Рим. 15– Рим. 16:24).
III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
В П. к Р. Павел представляет богосл. обоснование своей миссии и поясняет основные положения своей проповеди. В Рим. 1 и далее названа основная тема: правда веры, или, точнее, «правда Божия от веры в веру». Все части П.к Р. ориентированы на эту центр. идею:
а) Павел начинает с того, что описывает состояние человека, как язычника, так и иудея, которого постигает откровение правды Божьей (Рим. 1:17; Рим. 3:21). Человек совершает грех и тогда, когда в своем непослушании заменяет поклонение Творцу поклонением твари (Рим. 1:25), и тогда, когда уповает на Закон как на возможность оправдаться перед Богом (Рим. 2:17). Всем выносится один и тот же приговор: грешен (Рим. 3:9). Грех устраняет различие между язычником и иудеем в глазах Бога. Путь к Богу через исполнение Закона, каким хотят идти иудеи, приводит к греху (Рим. 3:20). В этом бедств. для человека положении Бог открывает ему правду (⇒ Истина), посылая людям Своего Сына – Иисуса Христа: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа» (Рим. 3:21). Правда Божья состоит в том, что оправдание перед Богом грешник получает «даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24). Высшим проявлением правды является Иисус, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:25). Вера – это полное предание себя Божьей воле (Рим. 3:18), когда все ожидания связаны с Богом. Верующий получает оправдание не за какие-то заслуги, а исключит. по Божьей благодати (Рим. 3:24).
Вера и благодать в П.к Р. – взаимозависимые понятия, которые указывают на Божьи деяния, основ. только на Его любви. При этом вера исходит от человека, который может и хочет получать Божьи дары, а благодать исходит от Бога, дающего их даром;
б) ап. Павел испытал силу Божьей правды; во второй части послания он говорит о ее воздействии на жизнь верующего. Ибо из жизни по вере должна произойти новая правда. С Иисуса началось новое человечество. Если от Адама на всех людей перешло проклятие, то Иисус стал источником благодати, приносящей вечную жизнь (Рим. 5:12). В жизни человека, получившего оправдание верой, проявляются плоды благодати (Рим. 5:3). Правда Божья действует как сила, «погребающая» грехи верующего вместе с Иисусом (Рим. 6:4). В вере человек, соединенный с Иисусом, Его смертью и Его воскресением, получает от Бога новую жизнь, которую он посвящает на служение Богу (Рим. 6:11). Верующему даровано и новое отношение к Закону. Умерев с Иисусом для греха (Рим. 6:2–11), верующий умирает для Закона и освобождается от него (Рим. 7:4–6). В этой связи Павел проясняет задачи и пределы ⇒ Закона. Посредством Закона происходит осознание ⇒ греха (Рим. 7:7), более того, Закон вскрывает грех, открывая тем самым плотскую, безбожную сущность человеч. природы (Рим. 7:13) в ее обреченности, но не указывая человеку путь к спасению (Рим. 7:23). Напротив, как раз через Закон грех пробуждает желание нарушить Закон (Рим. 7:8.11.13).
Жизни в рабстве Закону противопоставлена новая жизнь, жизнь в Духе и под руководством ⇒ Духа. Дух – это животворящая сила Божья (Рим. 8:11), которая руководит сынами Божьими (Рим. 8:14) и дарует им надежду на окончат. искупление (Рим. 8:23);
в) Павел, будучи иудеем, фарисеем и книжником, знает особенности своего народа. Его народ – это избранный народ Божий. Теперь же Бог, в Своем окончат. откровении, обращается не только к израильтянам, но и к язычникам.
Тема Израиля, проявляющаяся в первых восьми главах лишь подспудно, в главах Рим. 9, Рим. 10, Рим. 11 становится главной. Собрание общества Израиля – главная тема ВЗ, строительство Церкви Христовой – задача всей жизни Павла. Существует ли здесь противоречие? С печалью взирает Павел на своих сородичей и соотечественников. Бог среди множества благ даровал им обетования, они же отвергают исполнение этих обетований. Апостол констатирует: у Авраама было много детей, но лишь одного из его сыновей Бог избрал как носителя благословения (Рим. 9:1–8). В этом проявляется важная закономерность истории народа Израиля: идет отбор из потомков Авраама по плоти, и этот отбор производит Сам Бог (Рим. 9:15).
Только некий ⇒ остаток переживет возвещенный Исаией суд над народом (Рим. 9:27). Путь к вере для израильтянина оказался труднее, чем для язычника, т.к. первому трудно было согласиться с тем, что Христос положил конец Закону (Рим. 10:4), которым они надеялись оправдаться пред Богом. И в этом сбывается обетование, согл. которому язычники придут к спасению и которое тщетно было предложено израильтянам (Рим. 10:20). Оттолкнул ли Бог Свой народ, остаток которого так мал? Нет! Израиль лишь был очищен от бесплодных ветвей, но он останется полноценым Израилем, деревом, на котором нет трещин, поскольку язычники, которые придут к вере, будут «привиты» к его стволу. Те ветви, которые будут плодоносить, останутся на дереве; оказавшиеся же бесплодными будут удалены. Так Бог берет от иудеев и от язычников только то, что может принести плод, но в конце концов и весь Израиль будет спасен (Рим. 11:26). ⇒ Израиль (VI); ⇒ Язычник;
г) прояснив судьбу Израиля, Павел не может обойти молчанием еще один вопрос, настоят. требующий ответа. Если Христос есть конец Закона и верующие больше не подчинены Закону, то как же отныне должна строиться их жизнь? Является ли свобода чад Божьих открытой дверью в жизнь, не стесненную отныне никакими установлениями? Жизнь нового народа строится на принципе свободы, которая, однако, не должна превращаться в произвол, поскольку эта свобода возможна только на основе единения всех верующих, и только как свобода, данная Богом и не выходящая за пределы Его воли. Обновление же ума делает верующего способным распознавать волю Божью, не будучи привязанным к букве Закона (Рим. 11:2). Каждый член сообщества народа Божьего осознает свою зависимость от Божьей милости. С др. стороны, к телу Христову – Церкви нас привязывает не только то, что мы получаем через общее благословение, но в еще большей степени то дарование, которым Бог благословил каждое Свое чадо и которое каждый должен принести на благо всего общества (Рим. 11:3–8). Верующие, как чада Божьи, руководствуются принципом любви к ближнему не только в отношениях между собой, но и в отношениях к неверующим, и к своим врагам (Рим. 11:9–21). Собств. зависимость от воли Божьей позволяет нам осознать тот факт, что и др. люди являются орудиями Божьими в Его действиях по отношению к нам. Рядом с нами или над нами Бог помещает и неверующих, чтобы они могли способствовать проявлению нашего послушания. Это показано на примере ⇒ властей; даже безбожная власть – от Бога и потому может требовать от нас покорности (Рим. 13:1–7). Тело Христово как Божье орудие для исполнения Его замыслов в этом мире дает каждому то, что Бог приготовил для него, и прежде всего ⇒ любовь (Рим. 11:8–10). Пребывающий в ⇒ любви и в ⇒ свободе ходит пред Богом в свете, поскольку ему нечего скрывать (Рим. 11:11–14). Истинная свобода может возникнуть только там, где люди сознают свою полную зависимость от Бога. Церковь объединяет людей старых и молодых, здоровых и немощных, сильных и слабых. Это многообразие не должно приводить к раздорам, духу осуждения не следует давать доступ в Церковь. Основанием ее внутр. жизни должна стать любовь, которая дает силу терпимо относиться друг к другу. Христос дал нам пример, на котором мы познаем, что свобода от собств. «я» дает возможность служить другим (Рим. 14). Там, где члены тела Христова пребывают в единстве и в свободе, они могут «едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6).