Остаток
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Понятие «О.» играет важную роль в библ. проповеди суда и спасения:
1) в ВЗ для передачи понятия «О.» используется несколько евр. слов: шаар – «оставаться», палат – «избегать», сарад -"убегать», ятар – «оставаться», а также производные от этих глаголов слова. Септуагинта по-разному переводит эти евр. слова, чаще всего используя глаголы каталейпейн и гюполейпейн («оставаться») и связанные с ними сущ.;
2) наполненное богосл. содержанием понятие О. встречается в ВЗ исключит. в книгах пророков (особенно в Книге Исаии), там, где речь идет о судьбе израил. народа, а в НЗ – в посланиях Павла (Рим. 9, Рим. 10, Рим. 11), там, где он обращается к пророч. слову об Израиле. Т.о., понятие О. становится четким и ясным только тогда, когда имеется в виду сущность пророч. служения. ⇒ Пророк как уста Божьи воплощает в себе совесть Израиля. Он указывает на грех Божьего народа и вскрывает его. Он возвещает Божий ⇒ суд над непослушанием и указывает путь к ⇒ спасению. Ветхозаветная идея о том, что О. Израиля спасется, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую «формулу» всех библ. пророчеств.
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) необходимой предпосылкой пророчества об О. является тот факт, что Израиль избран Богом (⇒ Избрание). Бог заключил с этим народом союз, целью которого было его спасение, и поставил Израиль выше всех народов (Втор. 7 и др.). Такое положение Израиля определил Бог, обусловив его, однако, тем, что народ будет «слушать законы сии, и хранить и исполнять их» (Втор. 7:12). Израиль же часто не был послушен Богу (Иер. 2:27);
2) призвание пророков – это ответ Бога на непослушание Израиля. Пророки должны были проповедовать Божий суд над Его народом за грехи и непослушание, подчеркивая суровость этого суда. Тот факт, что из всего народа спасется лишь небольшой О., свидетельствует о силе Божьей кары (Ис. 6:10–13; Иер. 24:8–10; Иез. 6:8; Ам. 3:12; Ам. 5:3; Ам. 6:9). Пророчества об О. дают некоторое утешение тем израильтянам, которые сохранили верность своему Господу. Божий суд не будет окончат. и всеобщим. Бог, даже верша суд над Израилем, сохраняет верность завету, заключенному с ним (Ис. 1:8): О. станет тем корнем (Ис. 6:13; ср. также Соф. 3:12), который даст новые побеги. Представителями этого нового начала были пророки. Они и их ученики, жившие в вере в Бога и доверии к Нему, стали прообразом будущего О. (Ис. 8:16–18). Это следует из Ис. 7:1–9. Сын Исаии Шеарясув (евр. «остаток обращается») символизирует Божье обетование: Бог насадит Себе народ, который будет жить в послушании и в доверии к Нему. Сохранение О. возможно лишь благодаря милосердию и верности Бога, Который спасает и избавляет избранных Своих (Ис. 46:3; Плач. 3:22; Иез. 6:8). Это будет жизнь в вере (Ис. 10:20), и Бог вновь станет оказывать помощь (Иер. 15:11) и простит грехи (Мих. 7:18);
3) в первую очередь эта пророч. весть относится к тому Божьему суду над Израилем, который закончился вавил. пленением (⇒ Плен). Бог стремится положить конец ⇒ рассеянию народа и построить заново Свои отношения с теми, кто остался после суда и вернулся из плена (Ис. 11:16; Иер. 23:3; Иер. 31:7);
4) свое окончат. исполнение обетования об О. обретут только с явлением Мессии (Ис. 11:1), Который Сам положит начало О. Вся жизнь пророков направлена на это грядущее, предвестниками которого они являются.
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) пророчество об О. осуществляется с приходом на землю Иисуса Христа и выражается в призвании и собирании ⇒ Церкви. О. Израиля, в котором Бог творит через Иисуса новое начало, не просто часть чего-то прежнего; это новый народ, избранный Богом через Иисуса (Мк. 3:14, досл.: «И сделал [греч. пойейн] из них двенадцать, чтобы с Ним были...»);
2) подробно об О. говорит ап. Павел в Рим. 9– Рим. 11в связи с неверием Израиля и отвержением им Христа. Предсказание об О. уже осуществляется (Рим. 9:27–29). Верующие в Христа евреи представляют собой истинный Израиль веры, новое Божье начало. Т.о., Христос стал для Своего народа причиной разделения: отношение к Нему разделяет израильтян на два лагеря. Апостол знает, что в той надежде, которая содержится в пророч. вести об О., выражена верность Бога Своему завету и Своим обетованиям. Поэтому Павел говорит о конечном спасении всего Израиля (Рим. 9:25–32). Только тогда полностью завершится спасающее Божье деяние, которое заново началось в создании О.