Рассеяние
I. Слово «Р.» [греч. диаспора (Ин. 7:35)], обозначает расселение ⇒ иудеев за пределами Ханаана, обетов. и даров. им Господом земли. Библия рассматривает Р. как суд Божий (Втор. 4:27; Иез. 36:19; Зах. 7:14). Благодаря Р. другие народы узнали о Боге Израиля и об иуд. Законе (Деян. 15:21), однако Иисус критически относился к миссионерскому рвению иудеев диаспоры (⇒ Прозелиты) (Мф. 23:15). Только проповедь Евангелия действительно принесла спасение «богобоязненным» из язычников (Деян. 10:1–6; Деян. 13:43; Деян. 14:1; Деян. 16:14; Деян. 17:4).
II. 1) первые компактные поселения иудеев за пределами Палестины относятся к весьма раннему времени. В IX в. до Р.Х. в сир. столице Дамаске существовала иуд. колония, которой был отведен особый квартал. Вероятно, в VII в. до Р.Х. подобные поселения существовали и в Египте. Но возникновение основной диаспоры относится ко времени насильств. выселения иудеев из Палестины после падения Северного, Израильского (733–732 гг. и 722 г. до Р.Х.), и Южного, Иудейского, царств (586 г. до Р.Х.; ⇒ Плен). Переселенцы в большинстве своем, видимо, прижились на выдел. им землях; на родину вернулось меньшинство. Самым крупным местом расселения евреев стала Месопотамия (⇒ Масоретский текст ⇒ Мишна ⇒ Таргум). Вторым центром евр. диаспоры несколько позднее стал Египет, в частн. Александрия;
2) второй важный период расширения диаспоры – это эпоха эллинизма (IV-II вв. до Р.Х.). Распространение диаспоры в это время было обусловлено гл.обр. двумя причинами:
а) во-первых, торговля евр. рабами, которые в результате постоянных войн из-за Палестины между Сирией и Египтом тысячами поступали на невольничьи рынки. Поскольку евреи оказывались умными, надежными и умелыми работниками, то многим из них быстро удавалось выкупить себя из рабства: свободные евреи образовывали в городах общины, чтобы совместно совершать богослужения. Общины формировались вокруг ⇒ синагог или молитв. домов (Деян. 16:13). Там, где такие общины уже существовали, их члены приходили на помощь вновь прибывшим рабам-иудеям, выкупая их; т.о. общины постоянно расширялись;
б) вторая причина – воен. служба иудеев в войсках иноземных властителей. Иудеи пользовались славой храбрых воинов и надежных подчин.; кроме того, было известно их усердие при распашке необработ. земель. Евреи образовывали воен. и земледельческие поселения, больше всего их было в зап. части Египта, на границе с Иудеей. Евреи несли службу по защите границы. Особую известность в этом отношении получила евр. колония Элефантины, где был выстроен иуд. храм. В силу своей надежности, члены колонии привлекались и к службе в речном надзоре на Ниле, и на таможне, где взимали пошлины. Средоточием евр. жизни в Египте была Александрия, где евреи во времена земной жизни Иисуса населяли два из пяти городских районов и их численность составляла 100 тыс. человек. Здесь была создана ⇒ Септуагинта (LXX). Евреев этой эпохи, проявлявших выдающиеся ратные способности и служивших в армиях многих гос-в, можно сравнить со швейцарскими воинами средневековья. Какой оценки заслуживали израильтяне, видно из письма сир. царя Антиоха III Великого (222–187 гг. до Р.Х.) его сатрапу в Лидии. В письме говорится: «Я решил переселить 2 тысячи еврейских семей из Месопотамии и Вавилонии, чтобы разместить их в важнейших местах и гарнизонах ... ибо мои предки испытали их верность и надежность как подчиненных». Позже сир. царь Деметрий I (162–150 гг. до Р.Х.) просил у Маккавея Ионафана 30 тыс. человек для своей армии;
3) для след. отрезка жизни иуд. диаспоры определяющее значение имело покорение римлянами стран восточного Средиземноморья. После завоевания Палестины (63 г. до Р.Х.) Помпей привел в Рим большое число плен. иудеев. Использование воин. доблести иудеев к этому времени отступило на второй план, хотя, напр., Антипатр, отец Ирода Великого, со своими войсками, в которых были только израильтяне, пришел на помощь Цезарю в Египте, когда тот оказался в трудном положении, за что снискал благодарность. Имп. Август после своей победы под Акциумом (31 г. до Р.Х.) подтвердил предоставл. иудеям привилегии – их собрания были единств. разреш. богослужением, независимым от языч. гос. религии. Живший в то время греч. географ Страбон писал о евреях: «Они получили доступ во все государства; нелегко найти во всем мире хотя бы одну область, где этот народ не был бы принят и не занял ведущего положения» (ср. Деян. 2:9–11). Евр поселения появились на юж. берегу Черного моря (Деян. 18:2) и даже в Крыму – от тех времен сохранились евр. надписи, вып., правда, на греч. языке;
4) разрушение Иерусалима рим. имп. Титом в 70 г. по Р.Х. привело к утрате евреями собств. государственности. Человеческие потери были чудовищными: по данным Иосифа Флавия, евреи оплакивали свыше миллиона своих погибших собратьев, в то же время 97 тыс. евреев были проданы в рабство, в результате чего в конечном итоге иуд. общины в диаспоре вновь увеличились. Но в Палестине все еще проживало довольно много евреев, что позволило им предпринять новую попытку освободиться от рим. господства, выразившуюся во втором иуд. восстании под предводит-вом Бар-Кохбы (132–135 гг. по Р.Х.). После кровавого подавления этого восстания имп. Адриан запретил евреям ступать на тер. Иерусалима; большая часть населения страны была продана в рабство. Но несмотря ни на что, до VI и VII вв. евреи в Палестине доказывали свою жизн. силу. Религ. центры иудеев располагались на севере страны – в Галилее и Тивериаде. В эти столетия раввины письменно изложили ⇒ Мишну и ⇒ Талмуд и установили канонич. текст ВЗ (⇒ Масоретский текст). Связи с диаспорой поддерживались постоянно, многие евреи мечтали быть погреб. в земле обетованной. Свидет-вом этому является город захоронений в Бет-Шеариме, в 14 км зап. ⇒ Назарета. Но в эпоху средневековья, во времена крестовых походов, иудеи окончат. утратили свою родину в Палестине, и практич. весь народ стал жить в Р.
III. Только после основания государства Израиль в 1948 г. иудеи вновь обрели свою историч. родину, которая, однако, до сих пор приняла лишь малую часть евр. народа. В этом проявляется исполнение ветхозаветных обетований о том, что Господь вновь соберет Свой народ (Иер. 31:10; Иез. 37), но об окончании Р. говорить пока рано. ⇒ Израиль (IV) ⇒ Иудеи, иудаизм (V).