Свобода

Литература по теме

Свобо́да

1) возможность располагать собою согласно собственному выбору, по своему усмотрению;
2) отсутствие зависимости от кого-либо, чего-либо. Свобода бывает внутренней и внешней.

Бог является высочайше свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной святостью, Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму.

Основанием той свободы, которой способен пользоваться человек, является свобода Божественная, свобода Самого Бога. Бог ни от чего не зависит. Он безграничен, беспределен, Он ничем не определяется, но Сам способен определять все. Само слово «определение» предполагает некие границы, пределы, которыми ограничивается предмет (в широком смысле этого слова), за пределы чего он не способен выйти. У Бога же нет таких границ, рамок, для Него, в принципе, нет ничего невозможного. Для Него возможно все потому, что Он безграничен. И поскольку свобода представляет собой некую безграничность, то в истинном и абсолютном смысле этого слова такой свободой-безграничностью обладает лишь один Бог.

Свобода выбора или нравственная свобода

Нравственная свобода (τὸ αὐτεξούσιον) проявляется в добровольном, осознанном желании совершать добро или зло. Это одно из важнейших понятий христианской антропологии. Хотя способность к нравственному выбору не может быть полностью утрачена человеком она может быть повреждена под воздействием тех или иных факторов. На этом основании, например, Церковь разрешает церковное поминовение верующих людей, наложивших на себя руки, будучи «вне ума» (см.: 14-е правило Тимофея Александрийского и постановление Св. Синода от 24 октября 2024 года о порядке рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство).

По свидетельству многих отцов Церкви, располагая человека к спасению и содействуя ему на пути спасения, Бог не парализует свободу его воли. Поскольку Бог сотворил человека разумным, Он наделил его свободой, которой нужно распоряжаться разумно. Первый человек – Адам до грехопадения не имел выработанной склонности к добру или ко злу, и был одинаково способен как к одному, так и к другому. Это значит, что он обладал формальной свободой. Для упражнения в доброделании Бог дал ему заповедь, запрещавшую вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Таким образом, Адам, будучи свободным, находился перед выбором: сохранить заповедь Божию или нарушить ее. Это испытание давало ему возможность свободно и осознанно осуществить / осуществлять нравственный выбор: правильный или неправильный. В случае если бы Адам четко следовал соблюдению заповеди, его воля приобрела бы «реально-доброе» направление.

Следствием дальнейшего утверждения Адама в добре, при содействии Божьем, могло стать то, что его воля приобрела бы «идеально-доброе» направление, так что он никогда бы не захотел и не смог выбрать зло. Как поясняет свт. Филарет (Гумилевский), «возможность падения Адама скрывалась в свойстве свободы ограниченной; переменить это свойство значило бы или конечное возвести на степень бесконечного, или же отнять у конечного лучшее преимущество». Как известно, человек пал и это не могло не повлиять на состояние его свободы (о степени влияния греха Адама на свободу человека восточные и западные отцы Церкви рассуждали неодинаково, но все они были согласны, что грехопадение не прошло бесследно для потомков первых людей). Сама по себе способность выбора еще не делает человека полностью свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Апостол Павел описывает то, что свойственно каждому грешнику: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:15–16). Путь к подлинной свободе лежит через освобождение от власти греха и природной ограниченности. Поэтому христиане стремятся к духовной свободе, которую предлагает Господь Иисус Христос.

Духовная свобода

Духовная свобода (ἐλευθερία – букв.: свобода, независимость) или свобода от греха – это такая форма свободы человека, которая выражается в жизни со Христом, по Христу, во Христе: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны (ἐλεύθεροι) будете» (Ин.8:36). Обретение свободы от греха достигается при содействии Божественной благодати, в лоне и под руководством Церкви. Те, кто не желают расставаться с грехом, отдают свою свободу сатане. Как отмечается в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «слабость института прав человека – в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία). Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу». Христиане призваны к тому, чтобы держаться свободы от греха, делая, по благодати Божией, правильные выборы в своей жизни в соответствии с заповедями Божьими. Перейдя в мир иной, после своей смерти, праведники никогда не выберут грех. Это то состояние свободы, которое мог приобрести Адам, если бы сохранил заповедь Божию в самом начале и продолжал жить в послушании Богу.

Внешняя свобода

Внешняя свобода – это возможность беспрепятственно говорить или делать то, что человек желает. Такая свобода сегодня всячески культивируется секулярным обществом, однако она имеет лишь относительную ценность и должна подлежать некоторым ограничениям. Большинство людей, живущих на земле, признают, что такая свобода должна быть ограничена, поскольку в нашем мире ее неограниченность неизбежно приведет к страшным последствиям. Разногласия касаются лишь того, в какой форме и степени ее стоит ограничивать.

Свт. Григорий Нисский, рассуждая о внешней свободе в контексте ситуации в рабовладельческом обществе, прямо называет ее даром Божьим: «Домоправитель вселенной узаконил одному бессловесному естеству быть в рабстве у человека, как говорит Пророк: “Все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями” (Пс.8:7-9). Их называет Пророк и служебными, так как сказано в другом месте пророчества: “Дающему скоту пищу их и злак на службу человекам” (Пс.146:8–9). Человека же украсил Бог даром свободы, так что порабощенный тебе обычаем и законом по достоинству естества имеет равенство с тобою. Не от тебя получил он бытие, не тобою живет, не от тебя заимствует телесные и душевные силы».

О необходимости определенной степени внешней свободы в обществе св. Николай Кавасила писал следующее: «Как может укрепить державу такой государственный строй, при котором в жизни нет свободы? Нет у людей ничего равного свободе – ни золото, ни земельные наделы, ни самые высокие почести не имеют такой ценности. Тому, кто правит державой, [в которой нет свободы], нужно либо всех держать под стражей и надзором, взяв в осаду собственных подданных, словно врагов, либо, дав хоть немного слабины, немедленно потерять всю власть, поскольку никто не захочет быть рабом. Если же все будут под стражей, то что пользы от них будет для них ли самих или для общественного блага? Если никто не будет господином собственного имущества, но во власти правителя будет делать с ним, что угодно; если при одном упоминании слова государство все будут дрожать и бояться за свое имущество, кто – какой ремесленник, землепашец, купец – станет трудиться ради дохода, сознавая, что плоды его трудов достанутся другим? Живя в нищете, кто станет упражняться в мудрости, изучать военное дело, входить в тонкости законов или осваивать искусство полководца? Да и государственным доходам откуда взяться, если повсюду господствует бедность? Поэтому-то разумные правители считали своим [основным] делом защиту справедливости и свободы подданных» (Sermo contra zelatores. Перевод П. А. Пашкова). В то же время еще апостол Павел подчеркивал приоритет внутренней свободы над внешней: «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1Кор.7:22).

Церковь выступает против установления всецелого контроля над людьми, который неоправданно ограничивает их свободу: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»).

Границы внешней свободы и необходимость ограничений в тех или иных случаях является сложной и дискуссионной темой, поэтому кратко отметим то, что говорит социальное учение Церкви по этому поводу в связи с темой прав человека. «Недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие как евангельскую, так и естественную мораль. Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков – например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»). У людей не может быть права грешить, злоупотребляя свободой, однако возможность ограничения внешней свободы, предполагающая различные наказания для злоупотребляющих, может зависеть от характера преступления закона, состояния общества, предполагаемой пользы от применения тех или иных наказаний и многих других факторов.

Одним из проявлений свободы выбора, а также условием внешней свободы является свобода совести, куда включается свобода вероисповедания – право (не) исповедовать и (не) практиковать какую-либо религию. Сегодня такое право гарантируется конституцией РФ. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» по этому поводу говорится следующее: «Дар свободы выбора опознается человеком прежде всего в возможности выбирать мировоззренческие ориентиры своей жизни. Как пишет святитель Ириней Лионский, Бог сотворил его (человека) свободным, имеющим свою власть <…> добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога («Против ересей», гл. XXXVI, 1,4). Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений. Недаром в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви признается необходимость сохранить для человека некую автономную сферу, где его совесть остается «самовластным» хозяином, ибо от свободного волеизъявления в конечном счете зависят спасение или гибель, путь ко Христу или путь от Христа (ОСК, IV, 6).

В условиях светского государства провозглашенная и утвержденная законом свобода совести позволяет Церкви сохранить свою самобытность и независимость от людей иных убеждений, дает юридическое основание как для неприкосновенности ее внутренней жизни, так и для публичного свидетельства об Истине. Вместе с тем утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей (ОСК, III, 6)». Признание такой свободы не означает, что все религии и вероисповедания признаются истинными и спасительными, речь идет только о том, чтобы те или иные убеждения принимались человеком свободно, а не насаждались насильственным образом. Однако сложность состоит в том, чтобы определить критерии, которые бы позволяли терпимо относиться к распространению одних убеждений и ограничивать другие. Эти критерии отличались в различные времена и в различных обществах. В настоящее время в России таким критерием является, прежде всего, наличие или отсутствие противоречий с законодательством РФ.

Для чего человеку дана свобода?

Бог даровал человеку свободу воли, в том числе для того, чтобы человек мог свободно и осознанно уподобляться Ему, духовно сближаться с Ним как со своим Творцом, Источником всяческих благ, чтобы он мог, при содействии Божественной благодати, реализовать свои творческие силы. Свобода воли, которая свойственна нам по существу, при правильном ее употреблении, позволяет нам стяжать и развивать добродетели, добровольно восходить по лествице духовных совершенств. Однако первый человек воспользовался этой свободой для постижения греха, а, кроме того, еще и обвинил Бога в этой данной ему возможности.

Является ли свобода причиной греха?

Причиной греха является не свобода, а желание использовать эту свободу во зло (например, для удовлетворения своих похотей), преднамеренно злая воля, которая сознательно избирает беспорядок и духовный ущерб в своей личной жизни и в жизни ближних.

Если Бог свободен и благ, то Он не может делать зла. Какая же это свобода?

Это софизм. Бог может делать всё, что желает, но зла Он не желает. В этом нет ограниченности, как нет ограниченности у человека, который не желает взрывать дом своего шумного соседа. Воля Божья не только благая, но и всесвободная. Как Всесовершенный, Он осознанно и свободно творит добро, в соответствии с возвышенностью Своих качеств, Своих свойств, Своих совершенств.

Чем свобода Бога отличается от свободы человека?

Человек создан по образу и призван стать подобием Бога, это касается, не только свободы, но и всего бытия человека. Бог одарил человека свободой по образу Своему, но Божественная свобода отличается от человеческой тем, что она абсолютна. Только Бог автономен в прямом смысле слова (от греческого слова со значением «быть законом для самого себя»). Бог имеет абсолютную свободу, а человек ограниченную, относительную, зависящую от Бога и ближнего.

Цитаты о свободе

«В свободе дана человеку некоторая независимость, но не с тем, чтобы он своевольничал, а чтобы свободно подчинил себя воле Божией. Добровольное подчинение свободы воле Божией есть единое истинное и единственно-блаженное употребление свободы».
свт. Феофан Затворник

«Вопреки распространенному мнению, формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве. Например, Бог, будучи абсолютно свободным Существом, не имеет избирательной воли, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели и средства их достижения. Поэтому Бог свободен в том смысле, что всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость над Ним не тяготеет. Такая свобода называется свободой нравственной, или духовной.
Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Священном Писании эта мысль выражена в Рим.7:19: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от греха и от власти природной ограниченности. О необходимости стремиться к такой свободе Господь говорит в Новом Завете: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31–32); Всякий, делающий грех, есть раб греха... Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:34, 36). Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2) – и восклицает: Где дух Господень, там свобода! (2Кор.3:17). Иными словами, через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу».
прот. Олег Давыденков

«Да определили ли вы, чего хотите, так желая себе свободы? Внутренней свободы нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъемлемая принадлежность духа. Ее никто отнять не может. Выходит, вам желательна внешняя свобода. Но извольте рассудить, в какой мере допустима и достижима такая свобода? Куда ни киньтесь, всюду вы будете окружены такими же свободами, как и ваша, равноправными вашей свободе. Что бы мы ни задумали делать, всегда должны соображать свои действия с действиями других людей и ими ограничивать себя и, следовательно, стеснять свою свободу. Что ни шаг, то пресечение свободы. И притом законное, против которого возражать нельзя, по собственному сознанию. Если это так, то порыв на свободу есть бегание за радугой и еще хуже – желание схватить призрак».
святитель Феофан Затворник

«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой!»
Ф.М. Достоевский

«"Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Такая любовь освобождает и выводит из бесконечного причинно-следственного порочного круга, где мерой воздается за меру, оком за око и зубом за зуб. И сам человек здесь может придти от низшего вида свободы, «свободы ОТ», к высшей ее форме, «свободе ДЛЯ» или «свободе В». С точки зрения обыкновенной житейской логики такая любовь невозможна. Но – «невозможное человекам возможно Богу». «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20), притом что такая любовь творит чудеса куда позначительнее простого переставления гор, а горы в данном случае – скорее окамененные человеческие сердца-глыбы. Наоборот, всякий раз, когда мы уповаем исключительно на свои природные силы, свою логику, никакого преображения ни внутри нас, ни вокруг нас не происходит – в лучшем случае господствуют законы, принципы, кантовские «категорические императивы», где не остается месту живой вере и любви».
священник Филипп Парфёнов

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».
Гал.5:13

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka