Доброделание

Литература по теме

Доброде́лание – совершение добрых дел.

Благодаря доброделанию, а не только вере, которая без дел мертва (Иак.2:20), христианин, при содействии благодати, уподобляется Богу, обретает праведность, святость, обоживается, восходит по лествице духовных совершенств.

dobrodelanie – Доброделание

Что важнее, вера или добрые дела?

Действием и плодом истинной веры в христианине являются любовь и происходящие из нее добрые дела.

«Во Христе Иисусе, – говорит апостол Павел,– не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию» (Гал.5:6). Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, недостаточно. В христианском осмыслении понятие «истинная вера в Бога» не сводится к значению «признание существования Бога». Как известно, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Вера без любви и добрых дел бездейственна и мертва, и поэтому не может привести человека к вечной блаженной жизни. В Священном Писании сказано: «Не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3:14). «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:14, 26).

Но и добрыми делами без веры невозможно обрести спасение, т. к. нельзя любить Бога и совершать дела в Его славу без веры в Него. К тому же человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа благодати Божией.«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).«Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10).

Почему без веры невозможно творить истинно добрых дел?

В христианском понимании доброделание связано с угождением Богу, с исполнением Его святой воли, Его заповедей. Но если мы обратимся к перечню десяти заповедей, данных Богом еще в дохристианские времена, то увидим, что первая же из них подразумевает веру в Единого Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3). Напомним, что Господь Иисус Христос свел базовые заповеди к двум: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). Следовательно, человек, не имеющий веры в Единого (и вместе – Троичного) Бога, является нарушителем Божьих заповедей.

Разумеется, более или менее хорошие, «законные» дела может совершать и язычник, на что, в своё время указывал св. апостол Павел: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15). Такие дела можно назвать добрыми в обывательском понимании этого слова. Однако дела, совершаемые человеком по вере и из любви к Богу и ближнему, ради угождения Богу, именуются добрыми в строгом смысле.

Митрополит Стефан (Яворский) дал по этому поводу следующее объяснение: «Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъестественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они должны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду. Всякое дело получает цену и достоинство от лица, его совершающего. Например, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому дела Христа имеют бесконечную цену и достоинство и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу». Кроме того, наличие некоторых добрых дел не решает вопроса о наличии злых дел: «Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из-за добрых дел был бы сыном жизни, а из-за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову?».

Вера в Господа Иисуса Христа является необходимым условием получения спасительной благодати, без которой невозможно совершать дел веры.

В Библии сказано: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился…» (Еф.2:8-9). Зачем тогда для спасения нужны добрые дела?

Если дочитать этот пассаж до конца, то можно увидеть, что Богу угодны добрые дела верующих. Христианину вменяется в обязанность исполнять заповеди Божьи, чтобы осуществить изначальный замысел Творца о человеке: «…мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Господь Иисус Христос говорит о том, что тот, кто любит Его, тот соблюдет слово Его (Ин.14:23), исполнит заповеди, из которых главные – любить Бога и ближнего (Мф.22:37-39). Любовь же, которая не сопровождается добрыми делами – ложная.

Регулярное совершение добрых дел, по вере в Бога, при содействии Божественной благодати, способствует духовно-нравственному преображению христианина, возрастанию его возрастом духовным, стяжанию им добродетелей, в результате чего, он становится способным жить по тем меркам, по которым живут представители Царства святых. «Вера и добродетель, – пишет по данному поводу свт. Феофан Затворник, – делают христиан спасенными, чистыми, святыми, Богоугодными, и чрез то годными к спосаждению со Христом». Таким образом, для христианина, совершение добрых дел – не только способ угодить Богу, но и способ духовного единения с Богом, уподобления Богу, способ подготовки для жизни в Царстве святых.

Показательны в данном случае слова апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7-8). Апостол говорит о венце, как о награде за его праведную жизнь.

Митрополит Стефан (Яворский) пишет в этой связи: «Без трудов вечная жизнь дается младенцам, умирающим тотчас после крещения… По отношению же ко взрослым Своим сынам, находящимся в полном рассудке, Господь Бог пожелал, чтобы они достигли вечной жизни своими трудами и заслугами. И они получат не только наследие, но и награду, поскольку почетнее иметь нечто по своим трудам и заслугам, чем по одному только дару. Поэтому Господь Бог, чтобы воздать Своим сынам большую честь, благоизволил, чтобы они уготовили себе вечную жизнь трудами и заслугами. <...>Взрослые более блаженны по двум причинам. Во-первых, получить наследие своим трудом более почетно. Во-вторых, чем больше и значительнее их труды и заслуги, тем большее наследие они получат. Поэтому между взрослыми и младенцами огромная разница. Если младенцам приходится удовольствоваться той частью наследия, которую они получили по милости Божией, то взрослые претендуют на большую часть и, имея изобилие многих дел, получат большую награду, как сказал Апостол: Каждый получит свою награду по своему труду (1Кор.3:8)».

Не умаляет ли заслуги Христа то, что христианин может заслужить себе награду на небесах своими делами?

Основанием и Совершителем спасения человека всегда остается Господь Иисус Христос. Однако условия усвоения этого дара – до Крещения – вера в Спасителя, а после – вера и жизнь по вере. Как пишет митрополит Стефан (Яворский), «слава не делится, так как наши дела – это дары Христа. И если в добром деле, которое мы совершаем с Божией помощью, нет ничего нашего, что не было бы Божиим, и нет ничего Божия, что бы не было нашим, то все делает Бог, и все делает человек, однако это дело удостаивается стать условием вечной жизни только по той причине, что все основывается на Божией благодати и все от нее исходит». Поэтому добрые дела, совершаемые благодатью Христовой, не могут умалить Его заслуг.

Можно ли христианину полагать надежду на свои добрые дела?

Митрополит Стефан (Яворский) отвечает следующим образом: «По немощи человеческого естества, склонного к гордости, и из-за того, что человеку неизвестно, насколько на самом деле добры его дела, и из-за страха тщеславия, лучше и надежнее все упование возлагать на одно Божие милосердие и на Его благость.<...> В первую очередь должно уповать на Бога, но добрые дела также имеют значение для спасения. <...> Поэтому хорошо и правильно иметь некую надежду и на свои добрые дела, но со смирением, а не с гордостью. Мы видим это в Священном Писании, когда говорится о многих святых, что они прежде всего уповали на Бога, а потом уже на свои добрые дела. Никто не дерзнет назвать этих святых мужей фарисеями. Фарисей говорил о своих делах с гордостью, унижая мытаря, а святые упоминали о своих добрых делах со смирением, приписывая все свои добрые дела Богу и Его благодати, как, например, ясно говорит Апостол Павел: Я более всех их (Апостолов) потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор.15:10). К этому же относятся и эти слова: Хвалящийся хвались Господом (1Кор.1:31)».

Три важных условия при совершении добрых дел, служащих к спасению христианина

1. Постоянство в добре

Бог хочет, чтобы Его дети совершали добрые дела не время от времени, не вперемешку со злыми и бесполезными, а постоянно. Свт. Феофан Затворник сравнивает это с созданием картины бисером. Только в том случае, когда все бисеринки на своем месте и без пропусков, картина будет красивой и законченной. Также и в жизни – каждая упущенная возможность совершить добро – пропуск в картине, который портит вид. Пропуск должен быть восполнен покаянием.

2. Правильная мотивация

Многие наши добрые дела теряют свою цену из-за неправильной мотивации. Многое из того, что внешне выглядит добрым, человек совершает по страсти, напоказ или вообще вопреки заповеди Божией.

3. Ревность о славе Божией

Важно, чтобы добро, которое мы делаем, было ради Господа и во славу Его. Например, дело милосердия, совершенное ради демонстрации своей гуманности или молчание при оскорблении по робости, а не ради исполнения заповеди, не имеет цены перед Богом.

В Церкви даются все средства для реализации такого образа жизни. Без Бога и Его благодати так не получится жить. Зная эти условия, мы можем представлять к чему стремиться, чего нам недостает, и восполнять упущения покаянием.

Цитаты о доброделании

«Если душа совершает добрые дела, то Дух Святый обитает в ней».
прп. авва Исаия

«Мы веруем, что человек оправдывается не просто одной верой, но верой, действующей любовью, то есть через веру и дела. А мнение, будто вера восполняющая труды рук наших, заменяет праведность во Христе и дает нам спасение, мы признаем далеким от всего Православия. Ибо вера в таком смысле могла быть у каждого, так что никто не мог бы упустить спасение, что, очевидно, ложно. Напротив, мы веруем, что не вера, которая просто так называется, но вера, действительно пребывающая в нас, через дела оправдывает нас во Христе. Мы воспринимаем дела не как свидетельства, подтверждающие наше призвание, но как действительные плоды, соделывающие веру деятельной, и действительно заслуживающие того, чтобы каждый верующий мог получить, что он делал, с помощью своего тела, доброе или худое, согласно Божественным обетованиям».
Послание восточных патриархов о православной вере

«Иным приходит на мысль: зачем это действие благодати? Неужели мы сами не можем делать добрых дел? Вот мы сделали то и то доброе дело. Поживем и еще что-либо сделаем. Редкий, может быть, не останавливался на этом вопросе. Иные говорят, что мы не можем сами собою ничего доброго делать. Но здесь дело не об отдельных добрых делах, а о перерождении всей жизни, о жизни новой, о жизни в целом ее составе – такой, которая приводит ко спасению. При случае нетрудно что-нибудь сделать даже очень хорошее, как делали и язычники. Но пусть кто намеренно определит себя на неопустительное доброделание, определит порядок его по указанию слова Божия, – и это не на один месяц или год, но на всю жизнь, – и положит неуклонно пребывать в сем порядке, и потом, когда пребудет верен тому, пусть хвалится своею силою; а без сего не лучше ли заградить уста свои. Мало ли бывало и бывает опытов самодельного начинания и устроения христианского жития? И все они оканчивались и оканчиваются ничем. Постоит немного человек в новоизбранном порядке – и бросает. И как иначе? Нет сил. Только вечной силе Божией свойственно поддерживать нас неизменными в расположении, среди беспрерывных приливов изменений временных. Потому надобно преисполниться сею силою, испросить ее и принять по чину, – и она приподнимет нас и извлечет из этого треволнения временного».
свт. Феофан Затворник

«Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и дурным, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Дела бывают хорошими и дурными не сами по себе, но по Божию о них определению».
свт. Иоанн Златоуст

«Где призывается Христос, не найдется ничего мерзкого, ничего нечистого. Ешь ли, пьешь ли, женишься ли, отправляешься ли в путь, – все делай во имя Божье, т. е. призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу. Хочешь ли что произнести? Поставь это наперед... (Пусть не будет) ничего мирского, ничего житейского; все совершай во имя Господне, и все у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь именем Божьим, все выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел».
свт. Иоанн Златоуст

«Совершенная жертва есть та, которая приносится не с огорчением, не по необходимости, ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор.9:7; Притч.22:8). Однако, поскольку мы слышим слова Господа, что Царство Небесное принадлежит понуждающим [себя] и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12), то мы веруем в Его благость [и уповаем], что, понуждая себя в чем-либо, мы за это обретаем награду».
прп. Анастасий Синаит

«Главным средством укрепления нравственной воли является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности».
епископ Василий Кинешемский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka