Мы́шца Госпо́дня –
1) Божественная сила (Ис.53:1);
2) Божественное действие (Ис.51:9);
3) символ Божественного всемогущества.
Почему Божественная сила или Божественное действие называется мышцей?
Бог есть чистейший Дух (Ин.4:24), абсолютно свободный от какой-либо вещественности или телесности. Между тем, по аналогии с человеком, физическая сила которого зависит от состояния мускулов, в рамках антропоморфного языка Божественная сила или Божественное действие (как проявление этой силы) нередко именуется мышцей Господней (см.: Антропоморфизмы в Библии).
Такая аналогия уместна как минимум по двум основаниям.
Во-первых, Священное Писание изначально предназначалось для широкого круга людей, далеко не каждый из которых был способен воспринимать высшие истины, выраженные языком научных или философских концепций. Необходимо учитывать, что первоначально Писание предлагалось для чтения полудикому кочевому народу. Отсюда – характерная для библейского повествования упрощенность религиозного языка.
Во-вторых, человек – образ и подобие Божье. В этой связи Бог нередко раскрывал Свои личностные совершенства в рамках антропоморфной символики, через сопоставление Себя с человеком.
Например:
– Как человек при помощи рук занимается творчеством и строительством, так и Бог через проявление Своего всемогущества сотворил видимый и невидимый мир и занимается Домостроительством (Промыслом).
Особенно ярко эта библейская мысль отображается в первой и последней Книгах Священного Писания. Так, в Книге Бытия сообщается о сотворении человека из праха земного (Быт.2:7). Несколько дальше эта мысль уточняется и предстает в более яркой аллегорической форме. А в Откровении Иоанна Богослова говорится о содержании в руке Божьей особенной Книги, запечатанной семью печатями, которая символически сопоставляется с Промыслом Божьим о мире и знанием Господом конечной судьбы мироздания (Откр.5:1).
– Как человек защищает себя или своих ближних при помощи рук, так и о душах праведных, находящихся под Божьей защитой и покровительством, сообщается, что они – в руке Божьей (Прем.3:1).
В иконографии Страшного Суда эта идея воспроизводится через изображение человеческих душ, расположенных в деснице Господа, держащей, помимо названных лиц, весы правосудия.
Литература по теме
- О том, что говорится о Боге телесным образом прп. Иоанн Дамаскин
Комментировать