чтец Сергей Федоров
О разных видах свободы

Термин «свобода» многозначен и всякий раз требует уточнения, без которого невозможно выстроить конструктивный диалог. Приведем несколько распространенных примеров употребления этого понятия. Первые два можно условно назвать «внутренней свободой», а последние два – «внешней свободой».

Понятие «свобода» может использоваться в отношении нравственно оцениваемых мыслей, желаний, поступков, поведения и т. п. В этом случае под свободой подразумевается свобода нравственного выбора (τὸ αὐτεξούσιον), и она может обозначаться как «нравственная свобода».

Нравственная свобода проявляется в добровольном, осознанном желании совершать добро или зло. Это одно из важнейших понятий христианской антропологии. Хотя способность к нравственному выбору не может быть полностью утрачена человеком она может быть повреждена под воздействием тех или иных факторов. На этом основании, например, Церковь разрешает церковное поминовение верующих людей, наложивших на себя руки, будучи «вне ума» (см.: 14-е правило Тимофея Александрийского и постановление Св. Синода от 24 октября 2024 года о порядке рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство).

По свидетельству многих отцов Церкви, располагая человека к спасению и содействуя ему на пути спасения, Бог не парализует свободу его воли. Поскольку Бог сотворил человека разумным, Он наделил его свободой, которой нужно распоряжаться разумно. Первый человек – Адам до грехопадения не имел выработанной склонности к добру или ко злу, и был одинаково способен как к одному, так и к другому. Это значит, что он обладал формальной свободой. Для упражнения в доброделании Бог дал ему заповедь, запрещавшую вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Таким образом, Адам, будучи свободным, находился перед выбором: сохранить заповедь Божию или нарушить ее. Это испытание давало ему возможность свободно и осознанно осуществить / осуществлять нравственный выбор: правильный или неправильный. В случае если бы Адам четко следовал соблюдению заповеди, его воля приобрела бы реально-доброе направление.

Следствием дальнейшего утверждения Адама в добре, при содействии Божьем, могло стать то, что его воля приобрела бы «идеально-доброе» направление, когда, по слову автора известного пособия по нравственному богословию, Г. И. Шиманского, поворот в противоположное состояние представляется уже невозможным. Как поясняет свт. Филарет (Гумилевский), «возможность падения Адама скрывалась в свойстве свободы ограниченной; переменить это свойство значило бы или конечное возвести на степень бесконечного, или же отнять у конечного лучшее преимущество». Как известно, человек пал и это не могло не повлиять на состояние его свободы (о степени влияния греха Адама на свободу человека восточные и западные отцы Церкви рассуждали неодинаково, но все они были согласны, что грехопадение не прошло бесследно для потомков первых людей). Апостол Павел описывает то, что свойственно каждому человеку: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:15–16). Поэтому христиане стремятся к духовной свободе, которую предлагает Господь Иисус Христос.

Духовная свобода (ἐλευθερία – букв.: свобода, независимость) или свобода от греха – это такая форма свободы человека, которая выражается в жизни со Христом, по Христу, во Христе: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны (ἐλεύθεροι) будете» (Ин.8:36). Обретение свободы от греха достигается при содействии Божественной благодати, в лоне и под руководством Церкви. Те, кто не желают расставаться с грехом, отдают свою свободу сатане. Как отмечается в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «слабость института прав человека – в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία). Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу». Христиане призваны к тому, чтобы держаться свободы от греха, делая, по благодати Божией, правильные выборы в своей жизни в соответствии с заповедями Божьими. Перейдя в мир иной, после своей смерти, праведники никогда не выберут грех. Это то состояние свободы, которое мог приобрести Адам, если бы сохранил заповедь Божию в самом начале и продолжал жить в послушании Богу.

Внешняя свобода – это возможность беспрепятственно говорить или делать то, что человек желает. Такая свобода сегодня всячески культивируется секулярным обществом, однако она имеет лишь относительную ценность и должна подлежать некоторым ограничениям. Большинство людей, живущих на земле, признают, что такая свобода должна быть ограничена, поскольку в нашем мире ее неограниченность неизбежно приведет к страшным последствиям. Разногласия касаются лишь того, в какой форме и степени ее стоит ограничивать.

Свт. Григорий Нисский, рассуждая о внешней свободе в контексте ситуации в рабовладельческом обществе, прямо называет ее даром Божьим: «Домоправитель вселенной узаконил одному бессловесному естеству быть в рабстве у человека, как говорит Пророк: “Все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями” (Пс.8:7-9). Их называет Пророк и служебными, так как сказано в другом месте пророчества: “Дающему скоту пищу их и злак на службу человекам” (Пс.146:8–9). Человека же украсил Бог даром свободы, так что порабощенный тебе обычаем и законом по достоинству естества имеет равенство с тобою. Не от тебя получил он бытие, не тобою живет, не от тебя заимствует телесные и душевные силы» (Беседы о молитве Господней, 5).

О необходимости определенной степени внешней свободы в обществе св. Николай Кавасила писал следующее: «Как может укрепить державу такой государственный строй, при котором в жизни нет свободы? Нет у людей ничего равного свободе – ни золото, ни земельные наделы, ни самые высокие почести не имеют такой ценности. Тому, кто правит державой, [в которой нет свободы], нужно либо всех держать под стражей и надзором, взяв в осаду собственных подданных, словно врагов, либо, дав хоть немного слабины, немедленно потерять всю власть, поскольку никто не захочет быть рабом. Если же все будут под стражей, то что пользы от них будет для них ли самих или для общественного блага? Если никто не будет господином собственного имущества, но во власти правителя будет делать с ним, что угодно; если при одном упоминании слова государство все будут дрожать и бояться за свое имущество, кто – какой ремесленник, землепашец, купец – станет трудиться ради дохода, сознавая, что плоды его трудов достанутся другим? Живя в нищете, кто станет упражняться в мудрости, изучать военное дело, входить в тонкости законов или осваивать искусство полководца? Да и государственным доходам откуда взяться, если повсюду господствует бедность? Поэтому-то разумные правители считали своим [основным] делом защиту справедливости и свободы подданных» (Sermo contra zelatores. Перевод П. А. Пашкова). В то же время еще апостол Павел подчеркивал приоритет внутренней свободы над внешней: «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1Кор.7:22).

Границы внешней свободы и необходимость ограничений в тех или иных случаях является сложной и дискуссионной темой, поэтому кратко отметим то, что говорит социальное учение Церкви по этому поводу в связи с темой прав человека. «Недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие как евангельскую, так и естественную мораль. Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков – например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного» («Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»). У людей не может быть права грешить, злоупотребляя свободой, однако возможность ограничения внешней свободы, предполагающая различные наказания для злоупотребляющих, может зависеть от характера преступления закона, состояния общества, предполагаемой пользы от применения тех или иных наказаний и многих других факторов.

Одним из проявлений свободы выбора, а также условием внешней свободы является свобода совести, куда включается свобода вероисповедания – право (не) исповедовать и (не) практиковать какую-либо религию. Сегодня такое право гарантируется конституцией РФ. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» по этому поводу говорится следующее: «Дар свободы выбора опознается человеком прежде всего в возможности выбирать мировоззренческие ориентиры своей жизни. Как пишет святитель Ириней Лионский, Бог сотворил его (человека) свободным, имеющим свою власть <…> добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога («Против ересей», гл. XXXVI, 1,4). Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений. Недаром в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви признается необходимость сохранить для человека некую автономную сферу, где его совесть остается «самовластным» хозяином, ибо от свободного волеизъявления в конечном счете зависят спасение или гибель, путь ко Христу или путь от Христа (ОСК, IV, 6).

В условиях светского государства провозглашенная и утвержденная законом свобода совести позволяет Церкви сохранить свою самобытность и независимость от людей иных убеждений, дает юридическое основание как для неприкосновенности ее внутренней жизни, так и для публичного свидетельства об Истине. Вместе с тем утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей (ОСК, III, 6)». Признание такой свободы не означает, что все религии и вероисповедания признаются истинными и спасительными, речь идет только о том, чтобы те или иные убеждения принимались человеком свободно, а не насаждались насильственным образом. Однако сложность состоит в том, чтобы определить критерии, которые бы позволяли терпимо относиться к распространению одних убеждений и ограничивать другие. Эти критерии отличались в различные времена и в различных обществах. В настоящее время в России таким критерием является, прежде всего, наличие или отсутствие противоречий с законодательством РФ.

Как можно видеть, термином «свобода» называются явления, которые значительно отличаются друг от друга. Все виды свободы объединяет отсутствие внешнего принуждения, которое также может проявляться по-разному. Господь наделил человека даром свободы выбора, без которого невозможно духовно-нравственное самоопределение человека. Грехопадение повлияло не только на индивидуальную способность человека к использованию дара свободы, но и на формирование человеческого общества в целом, в рамках которого свобода одних людей часто ограничивается или нарушается другими (появление государства с механизмом принуждения, рабовладельческого общества, подчинение жены мужу и т.п.). Внешняя свобода, которая должна иметь свои ограничения в падшем мире, является благом, когда используется людьми разумно и ответственно. При этом высшей и самой желанной для христианина свободой должна быть свобода от греха, которая является даром Божьим, начинает реализоваться уже в земной жизни и будет достигнута святыми в высшей степени в жизни будущего века.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka