Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Послание к Колоссянам

I. АВТОР, ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ

П.к К. было продиктовано ап. ⇒ Павлом в то время, когда он находился в заточении (Кол. 1:24; Кол. 4:3.10); заключит. приветствие было написано им собственноручно (Кол. 4:18). Неизвестно, в каком именно месте заключения находился Павел в момент написания П.кК. Чаще всего в этой связи называют Рим, а также Кесарию и Эфес. Соавтором Павла, участвовавшим в написании как П.к К., так и посланий к филиппийцам и к Филимону (Флп. 1:1; Флм. 1:1), считается один из его сподвижников – Тимофей (Кол. 1:1; ср. также 1Фес. 1:1; 2Фес. 1:1). Передали послание адресатам Тихик (Кол. 4:7–9; Еф. 6:2) и раб Онисим (Кол. 4:9; Флм. 1:10). Послание к Филимону и П.кК. содержат одно и то же сообщение (Кол. 4:17; Флм. 1:2), так что, вероятно, они были написаны одновременно. Содержание и стиль изложения во многом схожи с содержанием и стилем ⇒ Послания к Ефесянам, которое, видимо, было написано тогда же или несколько позднее.

II. АДРЕСАТ И ПОВОД К НАПИСАНИЮ

П.к К. адресовано церкви в ⇒ Колоссах, основ. Епафрасом (Кол. 1:7), который в момент написания послания находился рядом с Павлом (Кол. 4:12). В послании Павел благодарит Бога за то, что в этой церкви царят вера, любовь и благоустройство (Кол. 1:4; Кол. 2:5). Однако здесь, как, видимо, и в соседней Лаодикийской церкви, появились лжеучителя, поэтому П.кК. необходимо было прочитать в двух церквах (Кол. 4:16). О том, какое именно лжеучение угрожало церкви, можно только догадываться, исходя из рассуждений апостола, – определенных сведений об этом нет. Лжеучителя в Колоссах отстаивали собственное, основ. на Законе представление о святости; они требовали обрезания всех верующих (Кол. 2:11), соблюдения новомесячий, суббот и других праздников, а также определ. предписаний в отношении культовой чистоты (Кол. 2:16.21.23). С др. стороны, в их служении ангелам проявляются черты, присущие гностицизму: Бог, по их мнению, не может непосредств. действовать в этом мире (ср. Ин. 1:14), Он делает это только через иерархию различных духовных сил, благоволение которых наряду с благоволением Христа также необходимо для спасения (Кол. 2:18). Павел определяет эти идеи как философию и человеч. учение, которое имеет лишь вид мудрости (Кол. 2:8.22).

III. КОМПОЗИЦИЯ

1. Вступит. приветствие (Кол. 1:1.2).

2. Благодарения и прошения:

а) благодарение Богу за духовную жизнь церкви (Кол. 1:3–8);

б) просьба о дальнейшем возрастании церкви в познании Христа (Кол. 1:9–12).

3. Значение личности и дела Христа (Кол. 1:13–23):

а) Господь Царства и образ Бога (Кол. 1:13–15);

б) посредник и цель всего творения (Кол. 1:16);

в) Глава Церкви, примиривший мир с Богом (Кол. 1:18–23).

4. Проповедь тайны Христа Его служителем Павлом (Кол. 1Кол. 2:3).

5. Отпор лжеучителям (Кол. 2:4–23).

6. Новая жизнь во Христе (Кол. 3Кол. 4:6):

а) возможность новой жизни благодаря воскресению Христа (Кол. 3:1–4);

б) совлечение ветхого человека с его делами (Кол. 3:5–9);

в) облечение в нового человека (Кол. 3:10–17);

г) практич. указания для повседневной жизни (Кол. 3:18Кол. 4:6).

7. Сообщения и приветствия личного характера (Кол. 4:7–18).

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Настоят. призывам лжеучителей к внешнему соблюдению Закона и их философским идеям, связывавшим спасение с ложным смирением и аскетизмом плоти (Кол. 2:18.23), Павел противопоставляет реальность живого Христа и новой жизни в Нем. В противовес теории о иерархическом посредничестве божеств. сил апостол говорит о Христе как о Главе Церкви и о христианах как о членах этого единого организма. Христос есть образ Бога (Кол. 1:15), Глава Церкви (Кол. 1:18), Глава всякого начальства и власти (Кол. 2:10): «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), и в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Христос есть «упование славы» (Кол. 1:27), в Нем верующие имеют искупление и прощение грехов (Кол. 1:14), достигают совершенства (Кол. 1:28) и совместно растут «возрастом Божиим» (Кол. 2:19). Одним словом, Он является их «жизнью» (Кол. 3:4). На этом основаны увещевания Павла христианам, которым надлежит облечься в образ Христа (Кол. 3:10.12), сообразуя с этим свою повседневную жизнь (Кол. 3:17). Им не должны помешать кажущиеся благоразумными, но по существу вводящие в искушение речи лжеучителей (Кол. 2:4).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle