Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Тело

I. Т. – это обиталище земной ⇒ жизни (2Кор. 5:6.8; Евр. 13:3; ср. Лев. 17:11). Т. часто отождествляется с ⇒ плотью; напр. в Пс. 37:4.8 («нет целого места в плоти моей», т.е. болит все мое тело). Но под плотью чаще всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как Т. – это чудотворный организм, в котором обитают ⇒ душа и ⇒ дух. В евр. и греч. текстах встречается множество выражений, которые обычно переводятся словом «Т.».

II. Человеч. Т. – свидетельство мудрости и могущества Бога Творца (Быт. 1:26.27; Быт. 2:18–25; Пс. 138:13–15). Чудесна связь Т., души и духа, образующих абсолютное единство и совокупно освящаемых Богом (1Фес. 5:23; ср. также Пс. 38:4; Пс. 72:26; Мф. 6:25; 1Кор. 5:3; 1Кор. 7:34; Иак. 2:26). В Библии, в отличие от свящ. книг языч. религий и сочинений древних философов, нет ни одного пренебрежит. слова о Т. Если Платон называет Т. «темницей души», то в Рим. 8говорится о будущем «усыновлении, искуплении тела нашего». ⇒ Десять заповедей явл. прямым свидетельством того, что Бог желает защитить и сохранить человеч. Т. (Исх. 20:1–17). Соблюдающему заповеди обещано продление его земной жизни (Исх. 20:12). Высшим проявлением совершенства человеч. Т. стало воплощение Иисуса Христа (Ин. 1:14). Иисус – это Божий дар человечеству, Он устранял телесные недуги, исцелял немощных и воскрешал мертвых. С тех пор как Бог в Иисусе явился во плоти (1Тим. 3:16), Т. верующих представляют собой храм Св. Духа (1Кор. 6:19.20).

III. Библия не умалчивает о том, как сильно страдает человеч. Т. после грехопадения, нарушившего Божеств. мироустройство. Смерть и разложение Т. – это возмездие за ⇒ грех (Рим. 6:23). Существует тесная взаимосвязь между виной мира и его страданием, между грехом и ⇒ болезнью, между безбожием и смертью; мы рождены, чтобы испытать это на себе: «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего» (Пс. 89:7; ср. Пс. 37:4). В то время как в ВЗ постоянно говорится о бренности человеч. жизни и о смерти (Числ. 14:29; Иов. 2:7.8; Пс. 21:15; Пс. 54:5; Ис. 1:5.6), в НЗ указывается на то, что именно в телесных страданиях явлена Божья сила (2Кор. 4:10; Гал. 6:17; Флп. 1:20). Немощь Т. служит символом земной жизни в целом (2Кор. 5:1; Рим. 8:11); т.к. грех часто овладевает человеком именно через Т., то оно названо «греховным» Т. (Рим. 6:6) или «телом смерти» (Рим. 7:24). Наряду с этим в Свящ. Писании говорится и о спасении Т. Иисусом Христом (Флп. 3:21).

IV: 1) библ. понимание Т. распространяется и на отношения между полами. Любовное влечение людей друг к другу даровано им Богом, заповедавшим: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), ⇒ Брак (VI) же символизирует отношение Бога к Своему народу. (Ср. Исх. 21:10; Рим. 4:19; 1Тим. 4:1–5; 1Тим. 5:14, где высказывается положит. отношение к Т. и опровергается ложное мнение о том, что всё телесное негативно;

2) Библия, однако, не скрывает, что не всякие отношения между полами освящены Богом (1Кор. 7:1–5). Необходимо заботиться о чистоте этих отношений, помня, что любовь между мужчиной и женщиной (как и человек в целом) подверглась искажению в результате грехопадения. Поэтому в Библии звучит предостережение: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1Кор. 6:19); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). С др. стороны, нельзя забывать, что Иисус милует и тех, кто согрешил в любовном влечении: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (т.е. впереди не готовых к раскаянию, надменных первосвященников и старейшин, Мф. 21:31; ср. Ин. 8:3–11). ⇒ Брак.

V. Воплотившись (см. выше, п.II), Иисус воспринял и смертную природу человеч. Т. Но, будучи Сам безгрешен, Он пожертвовал Своим Т. ради нас, обрек его на смерть ради нашего спасения (Рим. 7:4; Кол. 1:22; 1Петр. 2:24; Евр. 2:14.15; Евр. 10:5). Особым образом об этом говорится в связи с ⇒ Вечерей Господней (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19; 1Кор. 10:16; 1Кор. 11:24.27.29).

VI. Церковь, через которую воскресший Господь действует в мире, часто образно называют «телом Христа» (Рим. 12:5; 1Кор. 10:17; 1Кор. 12:12–27; Еф. 1:23; Еф. 2:16; Еф. 4:4.12; Еф. 5:23.30; Кол. 1:18.24; Кол. 2:19; Кол. 3:15). Так ап. Павел выразил живую, неразрывную связь Господа с верующими, проявляющуюся в постоянном воздействии Христа на Церковь, которую Он наполняет Своим Духом и животворит, Главой которой Он является и которая благодаря Ему обретает жизнь. Наряду с этим в образе Т. Христова христианам явлен идеальный образец истинных взаимоотношений между членами Церкви, основанных на общении во Христе; подобно членам одного Т., члены Церкви помогают, поддерживают и дополняют друг друга.

VII. В своей телесности человек также является «образом и подобием Божиим» (Быт. 1:26.27). Но все же «плоть и кровь не могут наследовать ⇒ Царства Божия» (1Кор. 15:50); плоть живет лишь на земле, здесь же она и умирает (1Петр. 1:24). В ⇒ воскресении же мы обретем новую, небесную, духовную телесность (1Кор. 15:39), которая позволит нам узреть Бога. Христос, первенец среди воскресших (1Кор. 15:20), во время Своего Второго пришествия подобным же образом дарует новую жизнь всем тем, кто принадлежит Ему (1Кор. 15:23; Флп. 3:21).

VIII. Свидет-вом реальности духовных проявлений можно, вероятно, считать тот факт, что, согласно Лк. 3, Лк. 22, Св. Дух снизошел на Иисуса «в телесном виде», т.е. зримо. Точно так же фразой «в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9) описывается реальность, которую не следует трактовать образно или философски.

IX. В Откр. 18"телами» названы ⇒ рабы.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle