Плоть, плотский, плотяной
I. СВИДЕТЕЛЬСТВО ТВАРНОСТИ
1) под П. прежде всего понимается телесная сущность человека и других созданий, «материал», из которого они созданы (Иов. 10:11; 1Кор. 15:39). Подобие сошедшего на землю Сына Божьего Своим земным братьям подтверждается в Библии фразой: «И Слово стало плотию» (Ин. 1:14; ср. Кол. 1:22; 1Тим. 3:16; 1Петр. 3:18; 1Ин. 4:2). ⇒ Тело;
2) соединение людей в браке, который служит основой не только физич., но и духовного единства, называется «одной плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5; Еф. 5:31);
3) близкие родственники являются людьми «одной кости и плоти» (Быт. 29:14; Быт. 37:27). Принадлежность к одному народу может также называться родством по П.: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). Иисус в силу Своей человеч. природы также находится в подобных родств. отношениях с евр. народом (Рим. 1:3). В Быт. 6:12; Ис. 40П. называется человечество и вообще все живое на земле.
II. СВИДЕТЕЛЬСТВО БРЕННОСТИ
Человек является творением Божьим; как таковой он противопоставлен Творцу, и его жизнь имеет строгие границы. Вследствие этого слово «П.» получает в Библии новое звучание. Библия постоянно указывает человеку на то, что он есть П., и напоминает ему о бренности жизни. Являясь П., человек бессилен перечить всемогущему Богу. Поэтому полагаться только на П. представляется безумием. Помощь и спасение можно обрести лишь через веру в живого Бога (Пс. 55:5; Пс. 77:39; Ис. 40:6; 1Петр. 1:24). Бог предостерегает от ложной веры в силу П.: «И египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух» (Ис. 31:3). Поэтому стремление правителей Иудейского царства найти спасение в союзе с к.-л. мировой державой разоблачается как безумие и оскорбление Бога, стремящегося быть истинной защитой Своего народа.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕПОВИНОВЕНИЯ БОГУ
1) в Быт. 6:12, где говорится о том, что «всякая плоть извратила путь свой на земле», слово «П.» обретает третье, и наиболее глубокое значение. П. – это не только бессильный, бренный человек, но и тот, кто сознательно противится Богу. Такой человек обращает свои помыслы и желания не к Богу, своему Творцу и Господу, а направляет их на самого себя. Это тот, кто не восхваляет величие Господа Бога, а превозносит свою собств. славу. В НЗ такое понимание П. приобретает более глубокое содержание. В П. «не живет ничего доброго» (Рим. 7:18), и она «не покоряется закону Божию» (Рим. 8:7). Существуют плотские помышления, которые «продают» человека греху (Рим. 7:14), толкают его к вражде против Бога (Рим. 8:7) и отвращают от него благоволение Божье (Рим. 8:8). П. порождает в человеке гордыню (Флп. 3:3). Если праведный иудей хвалится своим происхождением и тем, что он обрезан, полагая, что не имеет нужды в Божьей милости, это значит, что он видит Божий дар только в П. Тем самым, плотскими могут быть не только греховная «нечистота» человека, но и его набожность, благочестие и добродетель, в том случае, если, полагаясь на них, он отвергает утверждение Христа: «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин. 3:6). П. тленна (Рим. 8:6.13; 1Кор. 15:50; Гал. 6:8) и немощна (Мф. 26:41; Ин. 6:63; Гал. 5:17);
2) от плотской гибели спасает Божья благодать. Ап. Павел сказал рим. христианам: «Вы не по плоти живете» (Рим. 8:9). Никакой закон не в силах избавить человека от жизни во П., но Бог послал Сына Своего, чтобы разрушить оковы П. (Рим. 8:3). Ученику Христа предоставляется возможность «духом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13; Гал. 5:16).
IV. СВИДЕТЕЛЬСТВО ВОССОЗДАНИЯ ПЛОТИ
В некоторых случаях слово «П.» получает в Библии позитивное звучание (Иез. 11:19; Иез. 36:26; 2Кор. 3:3). Человеч. сердце – изначально каменное, противящееся Божьей воле. Но проникаясь Духом Божьим и благодатью Иисуса Христа, оно смягчается и подчиняется Божьей воле во славу Божью.