Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Давид

Давид (по-видимому, «брат отца» или «любимец»).

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ

Д. был младшим из восьми сыновей Иессея – вифлеемлянина из колена Иуды (1Цар. 16:1.10–23; 1Пар. 2:13–16), правнуком Вооза и моавитянки Руфи (Руф. 4:18–22). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Д. показал себя человеком надежным и смелым (1Цар. 16:12.18; 1Цар. 17:34–36), мужем по сердцу Господню (1Цар. 13:14). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал пр. Самуила помазать Д. в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Д. снизошел Дух Божий и почивал на нем (1Цар. 16:1–13).

II. ПРИ ДВОРЕ САУЛА

Призванный к Саулу, Д. игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Только после того как Д., пришедший в израил. войско навестить своих братьев, принял вызов Голиафа и сразил этого тяжеловооруж. филистим. воина пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончат. взял его ко двору (1Цар. 161Цар. 18:2). Как придворный и воин, Д. завоевал дружбу цар. сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1Цар. 18:7–9). Поэтому при очередном нападении злого духа Саул попытался убить Д. Когда это не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Однако, хотя он и подверг Д. опасности во время войны с филистимлянами – причем даже использовал чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, чтобы заставить Д. рисковать жизнью, – тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар. 18:3–30). Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, которое царь метнул в Д., и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили юношу бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Д., что примирение с Саулом невозможно (1Цар. 19:1; 1Цар. 20:1).

III. БЕГСТВО И ПРЕБЫВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И В ГЕФЕ

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Д. получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Д. хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар. 21:1; Пс. 33:1; Пс. 55:1). Затем Д. искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Д. и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пр. Гада, идти в землю Иуды (1Цар. 22:1–5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Д., повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единств. священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Д. в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар. 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Д. дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар. 23:1; 1Цар. 24:1; 1Цар. 26:1). Осознавая возможные последствия (1Цар. 27:1), Д. с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился (1Цар. 25), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (1Цар. 27:2–7).

В последующие 16 месяцев Бог заставил Д. до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав т.о. доверие филистимлянина, Д. вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар. 271Цар. 28:2; 29). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Д. взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Д. сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Д. захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Д. горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвящ. Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар. 1).

IV. ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ

После того как Д. вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно, с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Д. постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Д., который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончат. соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь т.о. отвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Д. тотчас же приказал их казнить (2Цар. 2–4). После семи лет царствования Д. над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Д. на царство (2Цар. 5:1–5; 1Пар. 11:1–3; 1Пар. 12:23–40).

V. ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ

После воцарения Д. первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, располож. на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, т.наз. «градом Давидовым» – с воен. и политич. т.зр. необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Д. заново укрепил город, и приказал соорудить там цар. дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар. 5:6–16; 1Пар. 3:4–9; 1Пар. 14:1–7). Как только первые победы обеспечили Д. внешнеполитич. спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религ. столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (1Цар. 7:1). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Д. все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжеств. процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию (ср. Пс. 23:1; Пс. 131:1). В пути сам царь, облаченный в священнич. накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Д. перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар. 6:1; 1Пар. 13:1; 1Пар 15 и след.).

Перенесение ковчега завета позволило возобновить ежедневные богослужения. Священники, певцы и левиты, несшие службу при ковчеге и скинии в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Д. были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял псалмы и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарств. песнь Господу, в честь перенесения ковчега (1Пар. 6:16–32; 1Пар. 9:22; 1Пар. 16:4–42; 1Пар. 23:11Пар. 26:28). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях зап. и вост. Иордана (1Пар. 26:29–32). В связи с этим могло быть окончат. проведено предписанное Моисеем и начатое Иисусом Навином (Чис 35 и след.; Ис Нав 20 и след.) выделение левитам 48 городов, в т.ч. шести городов-убежищ, поскольку некоторые из соотв. городов (напр., Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Д. подпали под власть израильтян.

Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротвор. царства, с шатром ковчега завета (⇒ Скиния, V), желание построить для ковчега Божьего дом – храм. Однако воля Божья гласила иное. Не Д., а лишь его сын осуществит строительство, ибо Д., участвуя в войнах, пролил много крови (1Пар. 22:8). Но зато Господь устроит дом Д.; он получил обетование, ставшее основой для мессианских ожиданий и нашедшее свое исполнение во Христе. Хотя Д. и не должен был строить храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строит. материалы и планы (2Цар. 7:1; 1Пар. 17:1; 1Пар. 22:1; 1Пар. 281Пар. 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Д., была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим, – на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Д. было указано место, на котором Соломон позже начал строительство храма (2Цар. 24:1; 2Пар. 3:1).

VI. ВОЙНЫ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

Как только Д. стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Д., действовавшим по наставлениям Господа (2Цар. 5:17–25). Последующие сражения (2Цар. 21:15–22) привели к покорению филистимлян (2Цар. 8:1; 1Пар. 18:1). На севере Д. побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Д. установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар. 8:2–14). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Д. спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончат. покорились Д. Через год Д. взял Равву и сделал пленных ⇒ аммонитян рабами на тяжелых работах (2Цар. 10:1; 2Цар. 11:1; 2Цар. 12:26–31) (1) Царство Д. простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за искл. узких прибреж. полосок, насел. филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Числ. 34:2–12; Иез. 47:15–20).

1 Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в евр. текст 2Цар. 12 (Синод. пер. ему в целом соответствует) вкралась ошибка. – Прим. ред.

VII. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА

Обширное царство требовало упорядоч. организации управления и войска. При дворе Д. создал, во многом по егип. образцу, должности дееписателя и писца (гос. секретаря) (2Цар 8 и след.). Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар. 27:32–34), о чиновниках, управлявших цар. имуществом, и о надзирателе за сбором податей (2Цар. 20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар. 27:16–22) действовали уже упоминавшиеся левит. судьи и чиновники (1Пар. 26:29–32). Д. произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар 27 и след.). Высшим воин. чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар. 20:23), наемников критского и филистим. происхождения. Особое положение занимали храбрые Д. – его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях (2Цар. 23:8–39; 1Пар. 111Пар. 12:22; 1Пар. 20:4–8).

VIII. ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ

Когда Д. вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Д. выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Д. приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» (2Цар. 21:1–14). Д. должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Д. призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за цар. столом вместе со своими сыновьями (2Цар. 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Д. проявил по отношению к последнему внуку Саула царств. милосердие.

IX. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДАВИДА

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Д. впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Д., несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Д., надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. Д. послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший еще грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия офиц. сделалась женою Д. и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пр. Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Д. вовеки (что и исполняется по сей день), и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Д. будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Д. – Соломон (2Цар. 112Цар. 12:25).

С этого времени жизнь Д. была одноврем. подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Д., узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари Авессалома, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (2Цар. 13). Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар. 14) и подготовил восстание против Д. Внезапно начав воен. действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Д. (2Цар. 15:1; 2Цар. 16:1).

Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, довер. лицо Д. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Д. не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорич. приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег. Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у гор. ворот (2Цар. 17:12Цар. 19:9). На обратном пути в Иерусалим Д., полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым. Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея вениамитянина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одноврем. Иоав с помощью еще одного убийства устранил Амессая, назнач. Д. военачальником вместо него (2Цар. 192Цар. 20:22).

Х. ОТРЕЧЕНИЕ И СМЕРТЬ

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии, старшего на тот момент цар. сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пр. Нафану и Вирсавии удалось побудить Д. к действию. Соломон был своеврем. помазан на царство, партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной. Д. при жизни довелось увидеть, как определенный Господом наследник его престола и царства после всех внутренних распрей благополучно вступил в мирную жизнь. Своей последней волей Д. завещал сыну совершить цар. правосудие над Иоавом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказ. Семея. Д. умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме (3Цар. 13Цар. 2:12).

XI. ЖИЗНЬ ДАВИДА ПО ОЦЕНКЕ БИБЛИИ

На время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внутриполитич., воен. и организац. успехов, Д. не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одноврем. полководцем и гос. мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погреб. песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь (ср. загл. псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и др., а также 2Цар. 22; 2Цар. 23:1–5; евр. ле давид можно также перевести «для Д.»). Было у Д. много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собств. семьи и особенно племяннику Иоаву вело Д. к нарушению цар. долга, что усугубляло его собств. грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основ. на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Д. твердо держался и к Которому постоянно обращался.

В глазах Божьих грехи Д. были прощены и смыты. Д. остался царем, «которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои» (3Цар 11 и след.), «который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (3Цар. 14:8). С образцом «любимца» Божьего – как переводится его имя – вновь и вновь соизмерялись цари иуд. и израил. – от Соломона (2Пар. 7:17; 3Цар. 3:3; 3Цар. 11:4.6) и Иеровоама (3Цар. 11:38; 3Цар. 14:8) до Езекии (4Цар. 18:3) и Иосии (4Цар. 22:2). Ради Д. Господь пощадил Соломона, как было обещано в 2Цар. 7 (3Цар. 11:12.13), Авию (3Цар 15 и след.), Иуду (4Цар. 8:19) и Иерусалим (4Цар. 19:34; 4Цар. 20:6); ради Д. молят Бога о царе (Пс. 131:10–18). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Д. обетование (Ис. 55:3; Иер. 33:14–17). НЗ видит в Д. пророка (Деян. 2:30) и героя веры (Евр. 11:32), мужа по сердцу Божьему и праотца (Деян 13 и след.; Мф. 1:1.6) «Сына Давидова» (Мф. 9:27; Мф. 15:22; Рим. 1:3), Который одноврем. есть Давидов Господь, Христос (Мф. 22:42–45). В этом исполняются данные Д. обетования (Лк. 1:32.33).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle