Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Аммонитяне

Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми, т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр.

I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ

Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. (Втор. 2:19–21). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. (Втор. 2:19), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании).

II. ИСТОРИЯ

А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу (Суд. 3:13). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ (Суд. 10:7–9; Суд. 11:32–33). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его (1Цар. 11:1–11). Давид, напротив, был дружески принят Наасом (2Цар. 10:2). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду (2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву (1Пар. 20:1). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением (2Пар. 20). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15) и Иоафам получают с них дань (2Пар. 26:8; 2Пар. 27:5). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею (4Цар. 24:2), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона (Иер. 27:3). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором (4Цар. 25) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии (Иер. 40:14). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен (Иез. 25:3; Соф. 2:8). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия (Иер. 49:1–6) и Иезекииль (Иез. 21:20; Иез. 25:1–7), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

После падения Вавилона А. попадают под власть персов, позднее – греков, а с 64 г. до Р.Х. – римлян, и их страна становится частью рим. провинции Сирии. Во времена Маккавеев они вместе с сирийцами сражались против иудеев. Ориген обозначает их вместе с моавитянами и идумеями одним названием – арабы. Т.о., назв. А. исчезает со страниц истории (и след.: «...открою бок Моава для сынов востока и отдам его в население им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов»). Археологами было найдено несколько печатей и надписей, выполненных на неизвестном ханаан. диалекте, который может оказаться языком А. В ассир. текстах упоминаются цари А.: во времена Салманасара III был разбит Вааса; Тиглатпаласар III получает дань с Санипу, Асархаддон – с Пудуилу, Ашшурбанипал – с Амминадби. Неемия строго порицал иудеев, взявших в жены аммонитских женщин, опасаясь, как бы через этих женщин к иудеям не проникло поклонение идолам (Неем 13 и след.). Богом А. называли Милхома или ⇒ Молоха (3Цар. 11:5.7.33), а ко времени судей также и моавитского бога ⇒ Хамоса (Суд. 11:24).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle