Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Юность, молодость

I. Ю. – это период жизненного роста и созревания (Пс. 143:12). Ю. телесная – это время расцвета сил (4Цар. 5:14; Иов. 33:25; Притч. 20:29; Зах. 9:17). В присущих Ю. избытке силы и чрезмерном веселье (Екк. 11:9.10) кроется определ. опасность. В молодости человек ищет собств. путь (Ин. 21:18), но при этом он еще не достаточно развит в духовном отношении и не обладает сформировавшимся характером; молодые люди должны сначала обрести знание и рассудительность (Притч. 1:4). Угрозой звучат слова пророка: «И дам им отроков в начальники» (Ис. 3:4), поскольку считается, что младшие должны подчиняться старшим (1Петр. 5:5), служить им (Лк. 22:26). Если юноша «нагло превозносится над старцем» (Ис. 3, Ис. 5) или вовсе насмехается над ним (Иов. 30:1), он нарушает жизненные устои.

II. 1) даже дети, младенцы (⇒ Отрок, младенец, малое дитя) могут восхвалять Бога (Пс. 8:3; Мф. 21:16). Иисус же говорит: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15). Но в вере отроки должны стать «юношами» и «отцами» (1Ин. 2:12–14). Поэтому звучит призыв: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Екк. 12:1). Юно-ша должен следовать Слову Божьему (Пс. 118:9), и «благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач. 3:27; ⇒ Ярмо, иго). Божьим посланцам нет нужды говорить: «Я слишком молод» (Иер. 1:6–8); никто не должен относиться пренебрежительно к Ю. тех, кто служит Господу (1Тим. 4:12). С др. стороны, молодая, внутренне еще неустойчивая личность наиб. подвержена искушению греха (Иов. 13:26; Пс. 24:7); Павел считает необходимым предупредить об этом своего испытанного сотрудника Тимофея (2Тим. 2:22). Вразумление и раскаяние часто приходят слишком поздно (Иер. 31:19). То, как человек живет в Ю., во многом определяет его даль-нейший путь, который можно пройти либо в нечестии (Быт. 8:21; Иер. 32:30; Иез. 23:8), либо в праведности (3Цар. 18:12; Пс. 70:5.17);

2) подобно тому как отдельный человек бывает молод, так и Божий народ в своем отношении к Господу пережил пору Ю., когда к нему с болью в сердце обращались пророки, – это время избавления из егип. рабства (Ос. 2:15; Ос. 11:1; ср. Пс. 128:1.2) и ⇒ странствования в пустыне (Иер. 2:2; Иер. 3:4.

III. Согл. Библии, человек оставляет позади пору Ю., когда достигает не только физич., но духовной зрелости. Под юношами в ВЗ в большинстве случаев подразумеваются молодые люди, полные жизненных сил, в т.ч. воины (Нав. 6:22; 1Цар. 30:17). Молодых людей, привлеченных Соломоном к строит. работам (3Цар. 11:28), нельзя назвать зрелыми воинами. Постыдным считалось то обстоятельство, что после разрушения Иерусалима отроки и юноши были вынуждены выполнять рабскую работу (Плач. 5:13). Почти тридцатилетний Иосиф назван в Библии юношей (Быт. 41– в Синод. пер. – «молодой»; ср. Быт. 41:46). Вероятно, немногим моложе был и Тимофей, когда Павел писал ему: «Никто да не пренебрегает юностью твоей» (1Тим. 4:12). Не следует также считать слишком юными Савла (Деян. 7:58) и богатого юношу (Мф. 19:20). А Ровоаму в то время, когда он советовался с молодыми людьми, выросшими вместе с ним (3Цар. 12:8.10), был 41 год (3Цар. 14:21).

IV. Такие события, как женитьба или замужество (⇒ Брак), также относятся к поре Ю. Самсон устроил свадьбу, как это обычно делали молодые люди (Суд. 14– в Синод. пер. – «женихи»). Ранние браки, вероятно, были более частыми среди знати; но насколько распространенным было это явление, судить трудно. Точные сведения есть только от-носит. иуд. цар. рода (см. в таблице возраст царей при рождении их преемников). Так, у ⇒ Иехонии, который, согл. клинописному свидетельству от 592 г. до Р.Х., имел к тому времени пять сыновей, старший сын родился, видимо, еще до его вступления на престол в 598 г. до Р.Х., т.е. когда ему было 18 лет. ⇒ Дети, сыновья, младенцы, чада.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle