Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Дети, сыновья, младенцы, чада

I. Словами «дети» или «сыновья» в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (Мф. 18:3; 1Кор. 14:20; 1Петр. 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., «чада света» или «сыны века сего» (Лк. 16:8; Еф. 5:8), «сын смерти» (2Цар. 12 – в Синод. пер. – «достоин смерти»), «сын геенны» (Мф. 23:15), «сыны лукавого» (Мф. 13:38).

II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Втор. 28:4; Иов. 5:25; Пс. 126:3; Пс 127 и след.; Притч. 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Быт. 30:23; 1Цар 1 и след.; Ис. 47:9).

III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Быт 21 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1Цар. 1:23; 2Мак. 7:27; ср. ⇒ Грудь (3) ⇒ Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Быт. 4:1.25; Быт. 29:32–35; Быт. 38:4; Суд. 13:24; 1Цар. 1:20; Ис. 7– МТ; в Синод. пер. – «нарекут ему имя»), но иногда это делал и отец (Быт. 4:26; Быт 5 и след.; Быт. 21:3; Быт. 35:18; Быт. 38:3; Быт. 41:51; Исх. 2:22; 2Цар. 12– МТ; в Синод. пер. – «нарекла ему имя»). В новозаветный период имя мальчику давали при ⇒ обрезании, на восьмой день после ⇒ рождения (Лк. 1:59; Лк. 2:21). Первенец, как все ⇒ первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Чис 18 и след.).

IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притч. 6:20; Притч. 31:1; 2Тим. 1:5). Позднее ⇒ воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4Цар. 10:1; Ис. 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Втор 4 и след.; Втор 6 и след., 20–25), поскольку начало всякой мудрости – страх Господень (Притч 1 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исх 12 и след.);

2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исх. 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4Цар. 4:1; Неем. 5:5; Ис. 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (⇒ Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Быт. 38:24; Втор. 21:18–21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Втор. 21:15–17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исх. 20:12; Лев. 19:3; Втор. 5:16; ср. Притч 1 и след.; Притч. 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исх. 21:15.17; Лев. 20:9; Втор. 27:16; Притч. 20:20; Мф. 15:4).

V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (Еф. 6:1–4; Кол 3 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (Мк. 3:33–35; Лк. 9:59–62; Лк. 14:26).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle