Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ваал

Ваал [евр. и арам. Баал].

I. БОЖЕСТВО

1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. «владыка», «хозяин») определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд. 6:25; 3Цар. 16:31; 3Цар. 18:26). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возможно, что в клинописных табличках из архива ⇒ Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, «хозяину небес» (Баал-Шамем), которое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (ср. ⇒ Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же – ⇒ Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидетельствуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия ­­ Яхве есть Ваал, 1Пар. 12:5);

2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Числ. 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд. 2:13; Суд. 6:28–32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3Цар. 18:17–40); в этом отрывке (3Цар. 18:26) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4Цар. 10:18–28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар. 21:6; 2Пар. 22:3).

После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4Цар. 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос. 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2Пар. 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4Цар. 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4Цар. 23:4). Лишь после ⇒ плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена.

Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер. 19:4; Иер. 23:13; Ос. 2:8; Ос. 13:1; Соф. 1:4), который рассматривается ими как почитание «срама» [евр. бошет] (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар. 8:33, и имя Иевосфей [евр. Иш-Бошет, «муж срама» ] из 2Цар. 2:8; то же – с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар. 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер. 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар. 19:18; Ос. 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд. 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд. 6– в Синод. пер. – «дерево»; 3Цар. 16– в Синод. пер. – «дубрава»). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согл. Ос. 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возможно, такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. ⇒ ВеалияВеелиада.

II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ

1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1Пар. 5:5);

2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1Пар. 8:30; 1Пар. 9:36);

3) город в уделе колена Симеона (1Пар. 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;

4) [евр. Баала, «госпожа, владычица» ], город, известный как ⇒ Кириаф-Иарим (Нав. 15:9; 2Цар. 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;

5) [евр. Баала], гора (Нав. 15:11) между Екроном и Иавнеилом.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle