Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Терафим

I. Слово терафим (в евр. яз. – это ф-ма мн.ч.) имеет значение «домашние божки», «идолы». Материалы раскопок пока не дают представления о том, как они выглядели. Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от араб. слова со значением «дарить благо и изобилие»; другая – что его можно перевести с араб. как «мерзость»; третья – что оно происходит от араб. слова «маска»; четвертая полагает, что его основу составляет хеттско-хурритское слово со значением «дух», «демон».

II. Домашние боги представлены скульптурными или живописными изображениями, наделенными человеч. формами. Мотивы поступка Рахили, похитившей домашних идолов своего отца Лавана (Быт. 31:19.34), становятся понятнее из текстов, начертанных на глиняных табличках, которые были найдены в Нузе, недалеко от совр. Киркука (XV в. до Р.Х.). Согл. этим текстам, обладание фигурками домашних богов гарантировало руководящее положение в семье и позволяло притязать на наследство. Это относилось и к мужу дочери, поэтому присвоение Рахилью домашних святынь означало серьезное нарушение прав сыновей Лавана (Быт. 31:1).

Т. хранились в своего рода домашней часовне вместе с ⇒ ефодом. К ним относились как к оракулу (Суд. 17:5; Суд. 18:4–6). Так, Навуходоносор вопрошал домашних идолов (⇒ Идол, идолослужение), будет ли успешным путь для его войска (Иез. 21:21). Даже в доме Давида находился Т. (1Цар. 19:13; в Синод. пер. – «статуя»), принадлежавший, видимо, его жене Мелхоле. О домашних идолах упоминает и пр. Осия (Ос. 3:4). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить и всех Т. (4Цар. 23:24), тем не менее они встречались в домах израильтян и после вавил. плена (Зах. 10:2).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle