Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Гордость

Гордость в библ. текстах подразумевает высокомерие (Пс 100:5; Ис 13:11; Рим 11:20; 1Тим 6:17). Гордость, тщеславие, надменность. Все три слова (первое из которых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13.) и Иезекииля (Иез 28:16.) отцы Церкви относят еще и к сатане ( ⇒ сатана), падшему князю ангелов, «отцу лжи», который, по словам Самого Бога, «не устоял в истине» (Ин 8:44). Это одно из самых глубоких и ярких изображений греховной Г., которое встречается в книгах пророков. Всякое стремление «быть, как боги» (Быт 3:5), «взойти выше звёзд» является, исходя из греч. слова гюперефания (Мк 7:22), «сверхвидимостью́, т.е. ложью. Это стремление казаться больше, чем ты есть на самом деле, является первонач. грехом сатаны.

В Иез 28:15. недвусмысленно показано, в чем проявилось это первонач. падение: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор». Это же относится и к человеч. тщеславию, которое всегда является злом (Иак 4:16), Человек часто расценивает Г. как «доблесть». Библия же ставит Г. в один ряд с богохульством (Мк 7:22; 2Тим 3:2), а гордеца приравнивает к богоненавистнику (Рим 1:30). «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч 16:5). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет 5:5; ср. Притч 29:23).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle