Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Чаша

1) словом «Ч.» в Синод. пер. Библии передается ряд евр. слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах которых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. прикладного иск-ва при изготовлении Ч. стали применяться драг. камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. и рим. влияние. Глиняные Ч. и кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3Цар. 7:26). Ч. могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (1Езд. 1:10);

2) Ч. в Синод. пер. назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда [евр. агган] для жидкости (Исх. 24:6; Песн. 7:3);

3) большое блюдо [евр. мизрак], которое использовалось при богослужении в ⇒ скинии и храме (Числ. 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Числ. 7:13) и крови (Зах. 9:15; Зах. 14:20). Подобные Ч. делались из полированного золота, серебра и меди (Исх. 27:3; Числ. 7:84; 3Цар. 7:45.50). Из таких Ч. пили вино (Ам. 6:6);

4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (Мф. 10:42). Существовали специальные Ч., в которых разбавляли вино для повседневного употребления (Ис. 65:11; Притч. 23:30); у высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из которых пили только они (Быт. 40 и др.), у людей же бедных, согл. 2Цар. 12:3, была всего одна Ч., из которой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. воды (Мф. 10:42). Наполнением Ч. и раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.

Если к.-л. сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Ис. 22:24). В Библии говорится, что Ч. использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Быт. 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. камни или капали воск и, следуя определ. правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Числ. 7:84; 1Пар. 28:17; 1Езд. 1:10; 1Езд. 8:27), во время которых они служили для самых различных целей. Напр., Ч. использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исх. 25:29; Исх. 37:16; Числ. 4:7; см. также Пс. 115:4).

В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Исх. 24:6). В Исх. 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась «чаше благословения», вероятно, третьей Ч. в ходе пасхальной вечери, которую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу.

Ап. Павел называет эту Ч. «чашей благословения, которую благословляем» (1Кор. 10:16). В ст. 21 она называется «чашей Господней», потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, которые Он претерпел ради нашего спасения (Лк. 22:17–20; 1Кор. 11:23–25). «Чаша Господня», являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена «чаше бесовской», связанной, вероятнее всего, с языч. жертв. пиршествами (1Кор. 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску «чаш и блюд»; обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Мф. 23:25–35);

5) часто слово «Ч.» употребляется в Библии в метафорич. значении. С Ч. сравнивали судьбу человека (Пс. 10:6; Пс. 15:5; Пс. 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Пс. 10:6; Пс. 15:5; Пс. 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Иер. 16:7–13). Ч. спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Пс. 115:4), а словосочетание «чаша ярости» служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Ис. 51:17.22; Иер. 25:15–18; Откр. 14:10; Откр. 16:19). Ч. гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Пс. 74:9 – «даже дрожжи ее будут выжимать и пить...»).

Ч. опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Ис. 51:17.22; Зах. 12:2; см. также Пс. 59:5; Пс. 74:9; Иер. 25:15–18; Авв. 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что «открылась его срамота», так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. опьянения (Авв. 2:16; см. также Плач. 4:21; Иез. 23:31–33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иер. 51:7; Откр. 17:4; Откр. 18:6). Но Ч. страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание; Бог подносит ее и к устам невинных (Иер. 49:12; Мф. 20:22; Мф. 26:39.42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Мф. 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его «чаша сия» (Ч. страдания и смерти, Мф. 26:39.42; Ин. 18:11), если будет на то воля Отца.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle