Сердце
I. В ВЗ и НЗ слово «С.» употребляется преимущ. в переносном значении. В прямом значении С. – это жизненно важный орган (см. Втор. 28– «оцепенение сердца»); стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2Цар. 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют «всколебаться» С. (1Цар. 24:6; 2Цар. 24:10; Ис. 7:2).
II. Слово «С.» обозначает в Библии в основном сущность человеч. личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. человека ощущает подавленность (Пс. 33:19), печаль (Ин. 16:6), смущение (Ин. 14:1), скорбь (2Кор. 2:4) или радость (Ин. 16:22). Человеч. С. исполнено воли и решимости действовать (Неем. 4:6, букв. «доставало сердце работать»), оно «обдумывает свой путь» (Притч. 16:9). Человеч. С. открыто другим людям (2Кор. 7:3); здесь живет преданность (2Цар. 15:6), но может поселиться и ненависть (Лев. 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Деян. 7:39). В С. живут мудрость и глупость (3Цар. 3:12; Пс. 13:1; Притч. 22:15), желание и надежда (Пс. 36:4), представления и знания (1Кор. 2:9). «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). С. имеет способность рассуждать (1Кор. 7:37), умиляться (Деян. 2:37); оно может быть приравнено к совести (1Ин. 3:19). Т.о., в С. коренятся глубинные мотивы человеч. поступков (см. Притч. 15:13; Мк. 2:6–8) – как злых (Деян. 8:21), так и добрых (1Тим. 1:5). С. может быть не только чистым и добрым (Пс. 50:12; Лк. 8:15), но и злым и неверным (Лк. 6:45; Евр. 3:12). С. представляет всю личность (Пс. 26:8); оно обозначает человеч. сущность (Притч. 4:23; ср. «сокровенный сердца человек» в 1Петр. 3:4). Человек, делающий ч.-л. от всего С., принимающий в к.-л. сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1Цар. 16:7; Иер. 29:13; Ос. 7:14; Иоил. 2:13; Мф. 18:35; 2Кор. 5:12). Главное дело человеч. жизни написано «в сердцах наших» (2Кор. 3:2). ⇒ Человек.
III. 1) именно С. принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (Мк. 12:30; Лк. 10:27) обращен в первую очередь к С. и только затем – к душе, воле и разуму. С. может ожесточиться или окаменеть (Исх. 4:21; Мк. 6:52; Евр. 3:8), омрачиться непониманием (Рим. 1:21), на нем может лежать «покрывало» непонимания (2Кор. 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. зол, упрям, непослушен, себялюбив (Ис. 29:13; Иер. 5:23; Иер. 7:24). С. может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. человека греховные помыслы (см. Деян. 5:3; 2Петр. 2:14), в С. могут поселиться идолопоклонство и ложная вера;
2) от открытости С. во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Пс. 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. человека для пробуждения веры (Деян. 16:14); и только Он дарует разумное С. (3Цар. 3:9; ср., однако, Иак. 4:8). Необходимо помнить о том, что С. побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Иер. 31:33; Евр. 8:10) и дать нам новое С. (Иез. 36:26): все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Пс. 85:11);
3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (Рим. 5:5), Свой Дух (2Кор. 1:22; Гал. 4:6). Тогда в них вселяется Христос (Еф. 3:17), озаряющий наши С. (2Кор. 4:6) и соблюдающий их (Флп. 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. укреплялись благодатью в вере (1Фес. 3:13; Евр. 13:9; Иак. 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (Еф. 5:19; Кол. 3:16; 1Петр. 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Втор. 6:5; Втор. 30:10; Иер. 29:13; Мф. 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (Еф. 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (3Цар. 11:4.9). С. Давида, несмотря на грехи (2Цар. 11), принадлежало Господу; Соломон же отвратил свое С. от Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство – это отпадение от Бога (см. Рим. 1:23);
4) человеч. С. всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1Фес. 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1Пар. 29:17; Пс. 7:10; Пс. 138:23). Слово Божье «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), а на грядущем суде Господь «обнаружит» (т.е. выявит) скрытые «сердечные намерения» (1Кор. 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Деян. 5:3; 1Кор. 14:25).
IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь «найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему» (1Цар. 13:14; Иер. 3:15; Деян. 13:22). «Помышление сердца Его – в род и род» (Пс. 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Быт. 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь «не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач. 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Иер. 31:20; Ос. 11:8).
V. В переносном смысле слово «С.» может означать также поднебесную высоту (Втор. 4:11 – МТ: «до сердца небес»), недра земли (Мф. 12:40) или морскую пучину (Исх. 15:8; Притч. 23:34; Притч. 30:19 – МТ: «в сердце моря»; Иез. 27:4.25–27; Иез. 28:8; Ион. 2:4).