Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Заповеди блаженства

Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. ⇒ Блаженный, I,2 и 3) выделяются те, которые произнес Иисус в начале ⇒ Нагорной проповеди и которые традиционно именуются «заповедями блаженства».

I. Матфей приводит девять «заповедей блаженства» (Мф. 5:3–11), восемь из которых выражены в форме третьего лица («блаженны...»), а одни – в форме второго лица (Мф. 5:11–48: «блаженны вы...»). Первые восемь «заповедей блаженства» разделены на две части, которые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, которые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Мф. 7:24–27). Девяти «заповедям блаженства» в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки (Лк. 6:20–23), к которым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления. При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.

II. 1) с явлением Иисуса приблизилось ⇒ Царство Божие на земле (Мф. 3:2; Мф. 4:17; Мк. 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Ис. 61:1; Лк. 4:18). Его народ навеки наследует землю (Ис. 60:21; ср. Пс. 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Ис. 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Ис. 61:3). Иисус призван проповедовать «лето Господне благоприятное» (Ис. 61:2; Лк. 4:19). Из этого следует, что «заповеди блаженства» и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Мф. 5:1.11; Лк. 6:20);

2) в «заповедях блаженства» предпочтение часто отдается людям, которых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, которые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, которые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Мф. 5:3–6; Лк. 6:20). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоятельствах жизни этих людей, а Матфей – на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в которых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Втор. 4:31; Неем. 9:17.31), чистые сердцем (ср. Пс. 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Лев. 26:6; Иов. 25:2; Кол. 1:19.20; ср. Рим. 15:33; Рим. 16:20), а также гонимые, которых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Мф. 5:7–10). И эти люди, в которых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога – те, «кто от истины» (Ин. 18:37) и кто слышит голос Бога – ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк. 2:38);

3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, которые проявляются в разных обстоятельствах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, которые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, которыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1Кор. 13:12; 1Ин. 3:2; Откр. 22:4). Но все же разрыв между «заповедями блаженства» и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. 2Кор. 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья ⇒ награда. Тот, кто подвергается поношениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Мф. 5:11; Лк. 6:22); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Ин. 15:18–25; Ин. 16:2; ср. Лк. 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что «заповеди блаженства», совокупно с их обетованиями, исполнимы только «во Христе».


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle