Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ближний

Ближний [евр. реа; греч. плесион].

I. В ВЗ слово «ближний» обозначает соседа (Втор. 19:14; Втор. 27:17; в Исх. 11– соседа-египтянина), а также близкого человека (Пс. 37:12); в Иов 19:13 и след. Б. стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. С др. стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и «некто», «некий человек» (Лев. 20:10; Исх. 21:14; ср. Исх. 21:12). Но везде, за искл. Исх. 11:2, это понятие включает в себя значение «соотечественник», «израильтянин», как это следует из Лев. 19:16–18; Лев. 25:14.17. Так же понимали это слово и в заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18; по иуд. истолкованию: потому что он такой же, как и ты). Милосердие, оказываемое Б., тоже понимали лишь в этом смысле (Иов. 6:14; Притч. 14:21). Б. признавался и ⇒ прозелит, однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, которых можно назвать Б., ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29).

II. Отвечая законнику, Иисус рассказывает ему притчу о милосердном самарянине и задает встречный вопрос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). Тот не задумываясь отвечает: «Оказавший ему милость». Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, который сжалился над ним, оказался ближним ему. В самом глубинном смысле именно Иисус является ближним каждому человеку. Этой притчей, да и всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. ⇒ Близко, близкий, приближать.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle