Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Близко, близкий, приближать

I. В пространств. аспекте речь идет прежде всего об отношении к Богу:

1) неомрач. общение с Богом стало невозможным из-за греха, который отдалил человека от Бога (Быт. 3:8; ср. Исх 20 и след.). Но Богу все открыто: от Него, невидимого, но близкого (Пс. 118:151), невозможно скрыться (Пс. 138:7–12). Отдаление от Бога ведет к гибели, поскольку лишь у Него можно найти спасение (Пс 90 и след.); однако молящийся может быть уверен в том, что Бог близок к нему (Пс. 144:18). Чтобы облегчить человеку приближение к Себе, Бог устанавливает институт священства и позволяет ⇒ священникам предстоятельствовать перед Ним за людей (Евр. 5:1), но и священники смеют приближаться к Богу только во время служения и после особой подготовки (Лев. 16:2–6);

2) народ Израиля, обладая священством и получив особое обетование, состоит в особых отношениях с Богом, в которых отказано язычникам. В новозаветные времена, благодаря посредничеству Христа (1Тим 2:5 и след.), верующие из язычников становятся так же близки к Богу, как иудеи (Еф. 2:13). Христос Своей кровью и плотью открыл путь к Богу (Евр. 10:19–21); каждый человек, искренне уверовавший во Христа, теперь может приблизиться к своему Творцу.

II. Люди состоят друг с другом в неодинаково близких отношениях, поскольку каждому дан свой ⇒ ближний, которому следует помогать в первую очередь (Лк. 10:27–37).

III. Во времени предстоящее событие может быть близким или далеким (Ам. 6:3; Втор. 32:35). В ВЗ говорится о близости дня Господня (Ис. 13:6; Иез. 7:7; Соф. 1:14) и прихода Мессии (Числ. 24:17; Ис. 56:1). НЗ начинается с проповеди приблизившегося Царства Небесного (Мф. 3:2); в нем также содержится обетование Второго пришествия Христа (Ин. 14:3). Поскольку никто не знает часа этого события (Мк. 13:32) и ожидающим кажется, что Христос медлит явиться, возникает опасность предаться соблазну (Лк. 12:45; 2Петр. 3:9).

IV. Временная и пространственная близость могут быть связаны между собой. Бывают времена особой близости Бога, времена Его милости, когда Бог позволяет найти Себя (Ис. 55:6) или Сам приближается к страждущему (Пс. 33:19; Пс. 84:10). Но Бог может приближаться и для того, чтобы исполнить Свой суд (Откр. 2:5; Откр. 3:3.20). Осознание близости вершащего суд Господа побуждает верующего жить так, чтобы при встрече со Христом не понести осуждения (Рим 13 и след.; 1Петр. 4:7–11; Иак. 5:8–10).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle