Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Слава

Слава [евр. кавод; греч. докса – часто переводятся как «честь» ]. С. – одно из центр. понятий Библии. По отношению к Богу оно означает прежде всего Его величие, а также сияние, исходящее от Него при Его приближении (Исх. 24:16; Пс. 150:2, в Синод. пер. – «могущество»). Вместе с тем С. – сущностный признак Царства Божьего и вечного, нетленного Божьего мира, в отличие от мира земного, тленного, преходящего. Там, где человеку является Сам Бог, видимой становится и Его С., хотя человеку и не дано увидеть всю С. Божью.

I. СЛАВА ТВОРЕНИЯ

О С. творения в Библии говорится лишь косвенно. Иисус, указывая на лилии, говорит, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:29); сатана показывает Господу «все царства мира и славу их» (Мф. 4:8). Человек, будучи образом Бога, также соучаствует в С., о которой говорит Пс. 8:6: «Не много ты умалил его пред ангелами [более правильный перевод «перед Богом» ]; славою и честию увенчал его». С. могут быть увенчаны здание (Агг. 2:9) и небесные тела (1Кор. 15:40). Но со времени грехопадения С. всего творения оказалась подорванной в своей основе. В согласии с ветхозаветными высказываниями Петр свидетельствует (1Петр. 1:24): «Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве».

II. ВЕЧНАЯ СЛАВА БОГА

Независимость, власть и совершенство Божье – суть непреходящая С. Бога. С. исходит от Него как от «Отца славы» (Еф. 1:17). Сыны Израилевы ощущали воздействие Его С. при заключении завета (Исх. 19:16), при освящении ⇒ скинии (Исх. 40:34) и храма (3Цар. 8:10). Но смертный человек не смеет видеть саму С. Божью. Бог явил Свою С. Моисею, и тот слышал провозглашенное имя Бога (Исх. 33:1; Исх. 34:1). С. Божья видна в Его творениях (Рим. 1:20), и по всей земле Бог являет Свою С. (Пс. 8:2; Пс. 18:2; Пс. 103:1). Даже для времени не совершенства (грехопадения) действительна Божья клятва: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля...» (Числ. 14:21).

III. БОЖЬЯ СЛАВА В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

В рождестве Иисуса, в Его проповеди, Его чудесных деяниях, Его преображении, в Его распятии, воскресении и вознесении открывается отблеск Божьей С. (Евр. 1:3). Евангелист Иоанн свидетельствует об этом: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1:14). При воскресении Лазаря Иисус особо подчеркивает: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11:40). Как Павел (1Кор. 2:8), так и Иаков (Иак. 2:1) называют Иисуса «Господом славы», след., Бог Сам владеет и распоряжается С. Это со всей очевидностью откроется при Втором пришествии Иисуса: «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27).

IV. СЛАВА СПАСЕННЫХ

Когда люди обретают спасение через веру в Иисуса, они становятся детьми Божьими, и к ним относятся слова Иисуса: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). Через общность своей жизни с жизнью Иисуса Христа (в смерти и воскресении) спасенные становятся соучастниками Его С.: Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Но спасенные еще не достигли совершенства: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:3). ⇒ Честь, чтить.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle