Честь, чтить
Честь, чтить [евр. кавод, «вес», «тяжесть»; греч. докса].I. БОЖЬЯ ЧЕСТЬ
Божья Ч. – это Его ⇒ слава (Исх. 24:16; Исх. 40:34; 3Цар. 8:11; 2Пар. 7:1; Ис. 6:3), вечный свет, в котором Он пребывает и в который Он облечен, «как в одеяние»; это Его сущность, являющая Себя в виде огненного сияния (Лк. 2:9). II. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧЕСТЬ 1) Ч. – это уважение, которого заслуживает человек, созданный по образу и подобию Бога. Поскольку каждый владеет только тем, что ему было дано, то никто не может воздавать почести самому себе. Никто, кроме Бога, не может притязать на Ч. (Евр. 5:4). Бог – единственная Ч. человека, он не может иметь Ч. без Бога (Пс. 61:8 – в Синод. пер. – «слава»; Ин. 5– в Синод. пер. – «слава»). В Судный день будут увенчаны Ч. (славой) служившие Сыну Человеческому (Ин. 12:26), завершившие свою жизнь в вере и с терпением уповавшие на вечную жизнь (Рим. 2:7; 1Петр. 5:4);
2) живущим на земле следует почитать тех, кому Ч. принадлежит по праву (Рим. 13:7): отца и мать (Исх. 20:12), старцев (Лев. 19:32), истинных вдовиц (1Тим. 5:3), своих господ (1Тим. 6:1), в том числе и суровых (1Петр. 2:18);
3) христианин должен не только оказывать Ч. другим, но и помнить, что не следует искать себе никакой Ч. (славы), кроме как Ч. от Бога (Ин. 5:44; Ин. 12:43; Ин. 7:18; 1Фес. 2:6). Честолюбие или тщеславие, радение о Ч. перед людьми – суетны и, согл. Гал. 5:26 и Флп. 2:3, недопустимы. Восславление друг друга чуждо подлинному христианству (Ин. 5:44). Вместо того чтобы искать Ч. среди людей, христиане должны быть почтительны по отношению друг к другу (Рим. 12:10). Но это вовсе не означает, что надо забыть о собств. достоинстве (Деян. 13:46; Деян. 16:37; 2Кор. 11:23; 1Тим. 4:12).