Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Имена Иисуса Христа

О происхождении и значении имени Иисус ⇒ Иисус Христос (I,А). То обстоятельство, что Иисус получил Свое имя от Самого Бога (Мф. 1:21; Флп. 2:9), свидетельствует о Нем как о поставленном Богом Владыке мира (Флп. 2:10; Откр), Который наделен божеств. могуществом, но все же властвует в послушании Богу, будучи ответственным перед Ним (1Кор. 15:28). В этом имени человек может найти и узнать Бога. Поэтому М.Лютер говорит: «Ты спросишь, кто Он? Его зовут Иисус Христос, Господь Саваоф, и нет никакого другого Бога». (⇒ Имя, наречение именем.)

I

А. Когда Иисус говорит о Себе, Он стремится сказать о том, что другого Бога нет. Его речения о Себе Самом, начинающиеся с «Я есмь» [греч. эго эйми], свидетвуют о Нем как о Божьем откровении. Он как «хлеб жизни» (Ин. 6:35.51) дарован человеку Богом для жизни вечной. Как «свет миру"(Ин. 8:12) Иисус призывает людей выйти из тьмы греха и в Его свете найти путь к жизни. Называя Себя «дверью» (Ин. 10:9), а также «путем и истиной и жизнью» (Ин. 14:6), Иисус показывает, что только через Него можно прийти к истине, в которой человек находит вечную жизнь. Поскольку смерть, являющаяся следствием греха, преграждает путь к жизни, то Иисус есть также «воскресение и жизнь» (Ин. 11:25); иными словами, вера в Иисуса приводит к Богу, к Тому единственному, у Кого и через Кого человек может получить жизнь и пребывать в ней. Поэтому Иисус заявляет о Своей исключительности: Он есть «пастырь добрый» (Ин. 10:12.14), без Которого не могут жить те, кто принадлежит Ему, кого Он называет «своими». Они неразрывно связаны с Ним, как виноградная ветвь связана с «истинной виноградной Лозой» (Ин. 15:1.5). В Ин. 8:24.28 Иисус говорит о Себе лично: «это Я» [греч. эго эйми] (ср. Мк. 14:62) и тем напоминает о Божьем откровении Моисею в Исх. 3(⇒ Имена Бога, III,1); слова Бога «Я есмь Сущий» Септуагинта переводит здесь как «это Я» (эго эйми). Как Бог стремится разъяснить Моисею Свое имя, так и Иисус говорит о Себе, что Он является окончательным, исключительным Божьим откровением (Евр 1 и след.) и что только в Нем Бог дарует людям Свое спасение (Деян. 4:12).

Б. Сложнее понять, почему Иисус называет себя «Сыном Человеческим» [евр. бен хаадам; арам. бар-энаш; греч. го гюйос ту антропу]:

1) а) словосочетание бен хаадам в Синод. пер. ВЗ чаще всего передается как «сын человеческий» (Иов. 25:6; Пс. 8:5; Пс. 35:8; Пс. 89:4; Иез. 2:1; Иез. 3 и др.). В этих стихах выражение «сын человеческий» тождеств. понятию ⇒ человек;

б) только в Дан 7 и след. выражение «Сын человеческий» обозначает грядущего властителя Царства Божиего (⇒ Мессию): «С облаками небесными шел как бы Сын человеческий». Он противопоставлен здесь четырем зверям, воплощающим великие земные царства. В подобном же значении это выражение встречается в сохранившейся только на эфиоп. языке Книге Еноха, где Сын Человеческий назван избранным и праведным;

2) называя Себя в Евангелиях Сыном Человеческим (в синоптич. 70 раз, а в Ев. от Иоанна 12 раз), Иисус опирается на Дан. 7:13. Помимо Самого Иисуса, так Его называют только Стефан (Деян. 7:56) и Иоанн (Откр. 1:13; Откр. 14:14). В Дан. 7 Сын Человеческий однозначно понимается как небесный образ. В Евангелиях Сын Человеческий – это исключит. самообозначение Иисуса; данное выражение ни разу не встречается в обращении или в повествовании об Иисусе. На вопрос о значении этого имени предлагалось множество ответов. Называя себя Сыном Человеческим, Иисус имел в виду, что Его внешний облик ничем не отличается от облика других людей или что в Нем явлен истинный человек, человек, каким хотел его видеть Бог, когда сотворил его. (См. также противопоставление Адама и Христа в посланиях ап. Павла, Рим 5 и след.; 1Кор 15 и след.) Для иудеев понятия «Сын Человеческий» и «Христос» (­Мессия) были тесно связаны (Ин. 12:34), и слова Иисуса о том, что Он является Сыном Человеческим, воспринимались ими как богохульство (Мк. 14:62–64). В соответствии с этим и более поздние экзегеты безапелляционно и, возможно, правомерно говорят о том, что словосочетание «Сын Человеческий» является «самым притязательным самоопределением, которое вообще мог употребить житель древнего Востока» (Stauffer, Theologie des NT). Изречения Иисуса, в которых присутствует выражение «Сын Человеческий», можно разделить на три группы: а) тождественность Сына Человеческого и Иисуса (Мк. 2:10; Ин. 1:51), б) Его страдания (Мк. 8:31; Мк. 9:9.31; Мк. 10 и пар.; Мф. 26:2; Ин. 8:28), в) Его явление как властителя и судьи (Мк. 8:38; Мк. 13 и парал.; Ин. 5:27).

II

А. Если до сих пор речь шла исключит. о высказываниях Самого Иисуса, то выражение «Сын Божий» является как самообозначением Иисуса, так и человеч. исповеданием Божьего откровения в Иисусе:

1) в ВЗ понятие «сын» в отношении Бога не закреплено исключит. за Мессией: Бог мог называть так и народ Израиля (Исх. 4:22; Втор. 14:1; Втор. 32:6.18; Иер. 31:9; Ос. 11:1). Правда, такие места в Библии, как Пс. 2:7, получили мессианское толкование уже у раввинов;

2) в НЗ «Сын Божий» (в ед.ч.), а также просто «Сын» – исключит. мессианское обозначение Иисуса:

а) Сам Бог называет Иисуса Своим Сыном и признает Свое отцовство перед людьми (Мф. 3:16.17; Мф. 17:5; Лк. 9:35);

б) Иисус признает Себя Сыном Бога и открывает этим Свое происхождение от Бога и Свою особую связь с Ним (Мф. 11:27; Ин. 1:14.18; Ин. 3:16). Поэтому Он, обращаясь к Богу, называет Его «Отче» и всегда говорит «Отец Мой», но никогда – «Отче наш» (в Мф. 6:9; в Лк. 11 «Отче наш» сказано от лица учеников и как наставление для них). Исключительность Иисуса как Сына Божьего подчеркивается и определением «единородный» (⇒ Единородный сын). Признание Иисусом того факта, что Он – Сын Божий, в конечном итоге приносит Ему смерть (Мф 26 и след.). Когда Иисус называет Себя Сыном Божьим, Он тем самым притязает на абсолютное главенство над всем творением (см. Кол 1 и след.; также Ин. 1:3). Он предвечен, и все произошло от Него. Т.о., понятие «Сын Божий» равнозначно понятию «Господь»;

в) когда человек исповедует Иисуса как Сына Божьего, он тем самым выражает свою веру в явленное в Нем откровение (Мф. 16:16), становится членом Церкви (Деян. 8:37) и вступает в общение с Богом (1Ин. 2:23). Но к этому исповеданию человека приводит только Сам Бог (Мф. 16:17);

г) даже бесы признают Иисуса Сыном Божьим (Мф. 8:29; Мк. 3:11), и это свидетельствует о Его вселенской власти.

Б. Выражение «сын Давидов» также является мессианским самообозначением Иисуса и формулой признания Иисуса Мессией:

1) обетование, данное Давиду Богом (2Цар 7 и след.), истолковывается как мессианское (см. Пс. 131:11). Оно часто повторяется пророками (см. Ис 9 и след.; Иер. 23:5; Иез. 34:23; Зах. 12:8). Поэтому обозначение «сын Давидов» является титулом Мессии;

2) в Мф. 22:41–46 Иисус возражает не против того, что Его называют «сыном Давидовым», а против неверного представления о том, что Мессия якобы ниже Давида. Даже будучи «сыном Давидовым», Мессия является Давиду Господом, поскольку происходит от Бога. Иисус признает это обращение (Мф. 9:27; Мф. 21:9), а Церковь признает (Мф. 1:1) и исповедует Иисуса как Сына Божьего «от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3). Титул «сын Давидов» свидетельствует также о человеч. природе Иисуса и приобретает весомость только рядом с именем «Сын Божий» (см. Рим 1 и след.). Только оба имени вместе точно определяют Иисуса как Божье откровение во плоти.

III

Существует много других имен, которые поясняют деяния Христа. Это, в первую очередь, такие обозначения, как «царь», «первосвященник», «пророк».

А. Цар. титул Иисуса тесно связан с обозначением «сын Давидов» (см. выше, II,Б). Царем признают Его мудрецы (волхвы) (Мф. 2:2), и Сам Иисус признаёт Себя царем перед Пилатом (Ин. 18:37). Его царство другого рода, оно не похоже на то, которое существует в человеч. представлении (Ин. 18:36). Именно это стало причиной осмеяния страдающего Иисуса (Мф. 27:29.37.42). Его господство скрыто, оно познается только верующими и торжествует над грехом, смертью и дьяволом. Но это истинное господство над всей вселенной (1Тим. 6:15); ныне оно познается и признается верой, а в конце времен станет очевидным для всех (Мф. 25:34; Откр. 17:14; Откр. 19:16). Т.о., титул «царь» указывает на ⇒ Второе пришествие Иисуса в ⇒ славе.

Б: 1) в Псалтири и в Послании к евреям Иисус назван священником и первосвященником (Пс. 109:4; Евр. 5:6; Евр. 7:1.3.17.21; ⇒ Первосвященник, V). Прообразом примирит. и искупит. подвига Иисуса стало ветхозаветное ⇒ богослужение: Он Сам Своей жертвой раз и навсегда открыл людям доступ в Святое Святых, т.е. к Богу (Евр. 9:12). По Своей безгрешности (Евр. 4:15; Евр 7 и след.) и Своему милосердию (Евр. 2:17; Евр. 4:15) Он стоит выше всех священников и пребывает вовек (Евр. 10:13);

2) то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначением «Агнец». В Ис.53 агнцем называется «раб Божий» (⇒ Исаия, III,2а,б), что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (Ин. 1:29.36). Согл. Ин. 19:30.31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца. Поэтому Павел вправе называть Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» – 1Кор. 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1Петр. 1:19). В Oткр прославленный Иисус 29 раз является как закланный Агнец (Откр 5 и след.; Откр. 13 и др.). Иисус как Агнец, пожертвовавший Собой ради Своей Церкви, дарует ей жизнь и победу (Откр 7 и след.; Откр 12 и след.; Откр 14 и след.). Но Он и Сам побеждает безбожные и противостоящие Богу силы (Откр. 6:16.17; Откр. 14:10; Откр. 17:14), а в конце времен Он откроется как господствующий над всем творением и соединится навечно в браке со Своей невестой – Церковью (Откр 19 и след.; Откр. 21:1), спасенной от обольщения антихристом, принимающим вид Агнца (Откр. 13:11).

В: 1) Иисус нигде не назван пророком в прямом смысле этого слова, напротив, всюду подчеркивается Его отличие от пророков. Народ, принимающий Его за пророка, не знает Его (Мк. 6:15; Мф. 16:14). С др. стороны, Моисей возвещает о Мессии как о грядущем пророке (Втор. 18:15). В отдельных случаях Он именуется в НЗ «Тем пророком» (Ин. 6:14; ср. также Ин. 1:21; Ин. 7:52), что равнозначно понятию «Мессия». Если Иисус и осознаёт Себя пророком (Лк. 13:33), то именно в этом смысле, более широком, чем тот, который вмещает в себя собственно понятие «пророк». В Евр 1 и след. Иисус противопоставляется пророкам и ставится над ними как носитель окончат., решающего слова Божьего к человеку;

2) по-этому Иисус может быть назван и «Словом» [греч. логос]. Отличие Иисуса от пророков в том и состоит, что Он не несет, подобно им, Божье Слово, а Сам является этим Словом. Т.е. несущий откровение равен самому откровению (см. выше, I,А). Он – то Слово, которое было в начале, и «все чрез Него начало быть» (Ин. 1:1–3; ср. Быт. 1:1): как посредник сотворения мира Он был предпослан всему созданному. Но как носитель откровения Он стал обитать среди людей, став равным им (Ин. 1:14) и превратившись в ⇒ посредника жизни (1Ин. 1:1). В конечном итоге Иисус как победоносное Слово Божье побеждает врагов (Откр. 19:13).

Г. Наряду с вышеперечисл. встречаются и менее употребит. имена:

1) на основании Ис.7 Иисус назван в Мф.1 «Еммануилом», поскольку понятие «с нами Бог» становится в Нем зримой реальностью;

2) выражение «лев от колена Иудина» (Откр. 5:5) напоминает о Быт. 49 и говорит о непобедимости Иисуса;

3) в 2Петр. 1:19; Откр. 22 Иисус назван «утренней звездой», поскольку в Нем наступает совершенство;

4) «Женихом» Иисус называет Себя только в притчах (Мф. 9:15; Мф. 25:1; Ин. 3:29), в которых метафорич. представлена Его Церковь, исполненная великой радости от общения с Ним;

5) «Отрасль» – это имя Мессии в Иер. 23:5; Иер. 33:15; Зах. 3:8; Зах. 6:12, где говорится о Христе как об отрасли Давидовой. Будучи «отраслью от корня Иессеева» (Ис. 11:1) и Сыном Божьим, «Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3), Он открывается в Своей земной жизни как Царь царей и Господь господствующих. Обозначением «раб Мой, Отрасль» (Зах. 3:8) указывается на унижение Мессии и на Его послушание вплоть до смерти (Ис. 52Ис. 53:12; Флп. 2:5–8). В имени «Отрасль» (Зах 6 и след.) прослеживается связь с Сыном Человеческим как «последним Адамом» и «вторым человеком» (1Кор. 15:45–47), Который, будучи одноврем. священником и царем, правит миром; уделом – когда-то данным Адаму, но утраченным им в результате грехопадения.

IV

Церковь, проповедуя и действуя в вере, совершает это «во имя Иисуса». Это словосочетание никоим образом не представляет собой формулы, подобно тем, что используются в магии и чародействе. Об опасности такого злоупотребления предупреждает заповедь (Исх. 20:7). Креститься «во имя Иисуса» (Мф. 28– упоминается вся Троица; Деян. 2:38; Деян. 8:16) – это означает через веру связать свою жизнь с Иисусом (Рим. 6:3–6; Гал 3 и след.). Так же следует понимать слова «во имя Иисуса» и в других случаях. Действовать «во имя Иисуса» значит действовать «силой и полномочиями Иисуса». Болезни отступают «во имя (именем) Иисуса Христа», т.е. перед Его силой (Деян. 3:6; Деян. 4:10); грехи прощаются «ради имени Его», т.е. Им Самим (1Ин. 2:12). И бесы повинуются тем, кто использовал полномочия, данные Иисусом (Лк. 10:17; Деян. 16:18). Наконец, и Церковь молится во имя Иисуса Христа (Ин. 14:13; Ин. 15:16; Ин. 16:23), т.е. Его Духом; через Него она имеет доступ к Богу и благодарит во имя Иисуса Христа (Еф. 5:20). «Во имя Иисуса Христа» должно совершаться все происходящее в Церкви (Кол. 3:17).

V

Адам (I,4) ⇒ Должность (III) ⇒ Альфа и ОмегаЕпископОбразКраеугольный камень (II) ⇒ Первородство, первородныйХодатайПомазанникГолова, главаСпасительСвятость, святой (II,4а) ⇒ Господь (4а,в) ⇒ Пастух, пастырь (II,3) ⇒ Иисус Христос (I) ⇒ Учитель (IV) ⇒ Посредник (II) ⇒ Священник (III).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle