Голова
I. Слово «голова» часто встречаются в Библии как в прямом своем значении, так и в переносном: 1) в знак печали Г. опускали к земле, посыпали пылью (Иов 2:12) или пеплом (пепел) (2Цар 13:19; Плач 2:10; Откр 18:19; Неем 9:1), остригали наголо (Иер 48:37; Иез 7:18) или, напротив, покрывали ч.-л. (2Цар 15:30; Иер 14:4), или клали руки на Г. (2Цар 13:19; Иер 2:37); 2) женщина в обществ, местах должна была появляться не только с покрытой Г., но и с закрытым покрывалом лицом (Быт 24:65; Песн 5:7; 1Кор 11:5). Обычай приношения молитвы с непокрытой Г., о котором говорит ап. Павел, противоречит иуд. правилам, согл. которым мужчины должны молиться с покрытой головой; 3) поднятая Г. означает проявление уверенности в себе и радости (Иов 10:15; Пс 109:7; Лк 21:28). «Возвысить чью-либо голову» (в Синод, пер. – «вывести») означало возвысить человека, оказать ему почести (4Цар 25:27). «Покачать головой вслед» к.-л. означало выразить презрение и подвергнуть насмешке (Ис 37:22; Мк 15:29).
II. Словосочетанием «голова и хвост» (Втор 28:13,44; Ис 9:14.) в ВЗ метафорич. обозначены люди знатные и незнатные, а также правители и подданные. «Собирать горящие угли на чью-то голову» означает делать добро врагу (Притч 25:22; Рим 12:20),это выражение стало общеупотребит.
III. Главами в Библии названы люди, занимавшие руководящие должности: главы колен Израилевых (МТ – Втор 1:13,15), главы родов (поколений) (МТ – Исх 6:14), главы народа (Втор 33:5), главы дома Иакова (Мих 3:1). Иеффай назван (в МТ) главой и вождем (Суд 11:11). Упоминается также «глава иноплеменников» (Пс 17:44).
IV. Понятие «глава» употребляется также для выражения отношений господства и подчинения, существующих в установленном Богом миропорядке. Так, Рецин назван главой Дамаска, а Дамаск – главой Арама (Сирии) (Ис 7:8); «глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалии»: царь, столица, страна. В НЗ Христос, как победитель и владыка, назван «главой всякого начальства и власти» (Кол 2:10), как Спаситель – Главой тела Церкви (Еф 1 и след.; Кол 1:18). Соотв. порядку подчинен и отдельно взятый человек. В церкви и в браке мужчина – глава женщины (Еф 5:23.); Христос – глава мужчины, а Бог – глава Христа (1Кор 11:3). ⇒ Муж ⇒ Женщина.