Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Голод

Голод и жажда:

1) в отличие от добровольного поста, Г. и Ж. – это вынужденные страдания из-за отсутствия пищи и воды. Для Ближнего Востока с его пустынями и полупустынями нехватка воды и связанные с этим Г. и Ж. были обычным явлением (2Цар 17:29). Библия говорит о ложных чувствах утоления этих потребностей во сне; проснувшись, человек вновь ощущает Г. и Ж. (Ис 29:8). Выдержавшие испытание Г. и Ж. воздают благодарность Богу за то, что Он насытил и напоил их (Пс 106:5,9). Господь спас от жажды Агарь и Измаила в пустыне (Быт 21:15–19), Он напоил ⇒ Самсона после его победы над филистимлянами (Суд 15:18). Бог создал источники, в которых дикие звери утоляют жажду (Пс 103:11); Он насыщает алчущих (Пс 145:7; Лк 1:53) и не допускает «терпеть голод душе праведника» (Притч 10:3);

2) Бог вновь и вновь призывает накормить алчущих и напоить жаждущих (Ис 21:14,10; Иез 18:16; Мф 25:35,37), в том числе и врагов (Притч 25:21; Рим 12:20). Отказывающийся сделать это становится виновным и навлекает на себя суд (Иов 22:7; Мф 25:42,44). Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общество Господне, потому что они не встретили израильтян с хлебом и водой, когда те шли из Египта (Втор 23:3). С др. стороны, и чаша холодной воды не останется без воздаяния (Мф 10:42; ср. Притч 25:25). Г. и Ж. упоминаются в НЗ среди лишений, которые приходилось терпеть ап. Павлу (1Кор 4:11; 2Кор 11:27; Флп 4:12). Для утоления Г. и Ж. Закон разрешал есть чужой виноград и срывать колосья с чужого поля (Втор 23:24.;Мф 12:1). Считалось бесчеловечным заставлять голодного носить снопы (и не иметь возм. утолить голод) (МТ; в Синод, пер. – «голодных кормят колосьями») и не позволять топчущему виноград утолять жажду (Иов 24:10.);

3) отсутствие дождей и неурожаи приводят к голоду (Лк 15:14). По этой причине Авраам отправился в Египет (Быт 12:10), здесь же на семь голодных лет нашел прибежище и Иаков со своим семейством (Быт. 41–46). Предсказания о грядущем голоде подвигли христиан древней Церкви, обращенных из язычников, оказать помощь церкви в Иерусалиме (Деян 11:28–30). Во времена войны господствуют «голод и меч» (Ис 51:19; Иер 5:12) и, как следствие их, – моровая язва (чума) (Иер 27:8). Для осажденного города Г. и Ж. становятся опаснее, чем оружие врага (4Цар 6:25; 2Пар 32:2,4,11). Они могут довести людей до крайности. Так, в Библии (Втор 28:53–57; 4Цар 6:28.; Плач 2:19.,9 и след.) говорится о случаях каннибализма, в часта., о том, что матери поедали своих детей. Поэтому в пророчествах Г. и Ж. всегда упоминаются как признаки совершения суда (Втор 28:48; Ис 5:13; Иез 5:12,16.);

4) во время странствования по пустыне израильтяне избежали голодной смерти только благодаря помощи Бога, даровавшего им еду (перепелов, манну небесную) и воду (Чис 20:1–13). Израильтянам запомнилось, что в это время они не страдали от Г. и Ж.(Неем 9:15,20; Пс 77:15–29; Ис 48:21). Утоление Г. и Ж. является приметой грядущего времени спасения (Ис 41:17; ср. Откр 7:16; Ис 55:1; ср. Откр 21:6). Но при этом речь идет не только об удовлетворении плотских потребностей. Вода, которую Бог стремится излить на жаждущих, есть не что иное, как Его Дух (Ис 44:3). Эту живую воду дает Иисус, и тот, кто принял ее, не будет больше страдать от Г. и Ж. (Ин 4:10–15–39). Неутоленный духовный голод по Божьей правде (Мф 5:6; Лк 6:21), по Его слову (Ам 8:11,13) и по Самому Богу (Пс 41:3) однажды будет утолен. Но тот, кто возводит хулу на Господа, лишает хлеба «душу голодную» и отнимает «питье у жаждущего́ (Ис 32:6).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle