Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Имя, наречение именем

В библ. времена, как и вообще в древности, И. являло нечто большее, чем просто «личное название человека». Наделить человека (или предмет) И. мог только тот, кто имел определ. полномочия в отношении нарекаемого. Из истории сотворения мира мы знаем, что человек получил от Бога повеление и право дать И. всем животным (Быт. 2:19.20). Этим человек утвердил свою власть, данную ему Богом (Быт. 1:28). И., которое родители дают своему ребенку (⇒ Дети), говорит о тех надеждах, которые они возлагают на него (Каин в Быт. 4:1), или выражает некое душевное состояние (Вениамин-Бенони в Быт. 35:18; Ихавод в 1Цар. 4:21). И., заимствов. из животного мира, свидетвует о желании родителей видеть в своем ребенке свойства того или иного животного (Девора – «пчела»; Дишон – «антилопа»; Иона – «голубь»). Часто встречаются И., выражающие отношение к Богу. Ср. И., начинающиеся с «Ио-» (кр. ф-ма от Яхве; ⇒ Имена Бога, III); напр., Иоанн – «Яхве милостив» или Ел (Эль) – «Бог»; напр., Елисей – «Бог есть спасение», а также оканчивающиеся на «-ия», напр., Исаия – «Яхве есть спасение», или «-ил» («-эль»); напр., Самуил – «услышанный Богом» (о значении слова «Эль» ⇒ Имена Бога, I). Изменение И. совершалось для демонстрации власти к.-л. над переименованным (Елиаким-Иоаким, 4Цар. 23:34; Даниил-Валтасар и его друзья, Дан. 1:6.7), но в тех случаях, когда переименование исходило от Бога, оно служило выражением особого обетования (Аврам-Авраам, Быт. 17:5) или особого отношения к Богу (Иаков-Израиль, Быт. 35:10). (Ср. также: Сара-Сарра; Гедеон-Иероваал; Симон-Петр.) В тех случаях, когда имя ребенка было предопределено Богом, оно имело, как правило, пророч. значение (см. Ос. 1:4.6.9; Ис. 8:3.4; Мф. 1:21; Лк. 1:13). Часто детей называли в честь других членов семьи (Лк. 1:61). В эпоху НЗ мальчики получали И. на 8-й день после рождения (Лк 1 и след.; Лк. 2:21), когда их подвергали обрезанию (Лев. 12:3). Важно осознать, что И. и его обладатель вступают в нерасторжимую связь. Так, И. может отождествляться с личностью его носителя (Деян. 9:15). Исполнено значения и то, что Бог в ВЗ имеет одно И. – Яхве (в Синод. пер. – Иегова) (⇒ Имена Бога, III,1). Это И. Он Сам открыл Своему народу (Исх. 3:13.14), открыв тем самым Себя Самого. Т.о., И. Яхве воплощает присутствие Бога в Своем народе и находится под особой защитой (Исх. 20:7; Втор. 5:11; ⇒ Хула).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle