Кесарь
Кесарь
I. Рус. слово «кесарь» восходит через греч. кайсар к родовому имени Цезарь, которое принадлежало одной из ветвей рим. рода Юлиев. Прославленным отпрыском этого рода был Гай Юлий Цезарь. Цезарь усыновил своего внучатого племянника, который стал называть себя Гай Юлий Цезарь Октавиан (⇒ Август). Многие рим. властители, правившие после него, также прибавляли к своему имени, как составную часть, имя Цезарь (Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон), и постепенно оно превратилось в титул императора. В этом значении слово «кесарь» многократно встречается в НЗ. Упоминаются кесари ⇒ Август (Лк. 2:1); ⇒ Тиверий (Тиберий, Лк. 3 – в Синод. пер. – Тиверий), который также подразумевается в Мф. 22:17; Мк. 12:14; Лк. 20:22; Ин. 19:12; ⇒ Клавдий (Деян. 18:2) и (не названный по имени) ⇒ Нерон (Деян. 25:12,21; Деян. 26:32). Однако, кроме упоминания об изданных Августом и Клавдием повелениях (Лк. 2:1; Деян. 18:2), в НЗ отсутствуют примеры непосредств. участия императоров в описываемых событиях. Совсем не упоминается имп. Калигула (37–41 гг.), преемник Тиберия и предшественник Клавдия. О нем ⇒ Ирод Антипа и ⇒ Ирод Агриппа I.
II. Словосочетание «друг кесаря» (Amicus Caesaris) было офиц. почетным титулом, предоставлявшим его носителю большие привилегии; лишение этого титула предполагало немилость для его владельца (Ин. 19:12). Выражение «кесарев дом» (Флп. 4:22) обозначает (как и вообще понятие ⇒ «дом») не только здание, т.е. дворец императора, но и его семейство, включая рабов и вольноотпущенников, многие из которых жили за пределами Рима, нередко – в крупных городах в провинциях.
III. Обращение к императору как к высшей судебной инстанции считалось правом каждого рим. гражданина. Этим обращением отменялось любое другое судебное решение, в том числе и оправдание (Деян. 26:32). Под словом «царь» иногда подразумевался император (1Тим. 2:2; 1Петр. 2:13,17; возможно, и Откр. 17:2).