Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Право, правосудие

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) Господь – Бог справедливости и правого суда. Он творит праведный суд обиженным (Пс. 102:6; Пс. 145:7), а Его Отрок возвестит суд народам (Ис. 42:1). У библ. пророков споры между Богом и Его народом и другими народами напоминают судебное разбират-во (Ис. 1:18; Ис. 43:26; Иер. 2:35; Мих. 6:1.2); речи ⇒ Иова также напоминают о судебном процессе;

2) Господь, как Бог правого суда, стремится к тому, чтобы и в Его народе все П. – священные, гражданские и социальные – соблюдались Его народом как Божье установление. ⇒ Закон, переданный народу Моисеем, представляет собой Божье П. Это находит отражение и в том, что судей, творящих правосудие именем Бога (Втор. 1:17), иногда называли «богами» (Исх. 22:6.28 – в Синод. пер. – «судьи»; Пс. 81:1.6).

II. СУДЬИ

1) во времена патриархов отец семейства был одноврем. судьей над домочадцами (Быт. 38:24). Позднее, во время египт. плена, эта обязанность, вероятно, перешла к ⇒ старейшинам (начальникам) народа, а после исхода из Египта – к Моисею (Исх. 18:15). По совету Иофора, Моисей назначил для разбора мелких дел большое число судей из народа (Исх. 18:13–26; Втор. 1:9–18; Втор. 16:18–20). Эти судьи одноврем. были тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; т.о., отправление правосудия, видимо, всегда было связано с принципом деления народа Израиля на колена, роды и семейства (⇒ Чиновник, IV,1; ⇒ Колено);

2) после смерти Иисуса Навина наряду с начальниками вершить суд стали призванные Богом ⇒ судьи (1Цар. 71Цар. 8:3), среди которых названа и одна женщина, Девора (Суд. 4:5). С избранием на престол Саула носителем высшей судебной власти стал ⇒ царь (1Цар. 8:20; 2Цар. 14:4; 2Цар. 15:2–4; 3Цар. 3:16–28; 3Цар. 7:7);

3) Давид ставил судьями ⇒ левитов (1Пар. 26:29–32), которые вместе со ⇒ священниками призваны были наставлять народ в Законе. Иосафат реформировал систему правосудия (2Пар. 19:5–7) и учредил в качестве инстанции для обжалования верховный суд в Иерусалиме. Этот суд состоял из священников, а председательствовал на нем первосвященник или князь дома Иуды, в зависимости от важности дел, которые там рассматривались (2Пар. 19:8–11; ср. предписание во Втор. 17:8–13);

4) об отправления правосудия после вавил. плена ⇒ Синедрион.

III. СУДОПРОИЗВОДСТВО

1) судебные разбират-ва у израильтян обычно проводились у гор. ⇒ ворот (Втор. 21:19; Руф. 4:1). Соломон вершил суд в особом судебном помещении внутри дворца (3Цар. 7:7). (О судопроизводстве во время рим. владычества ⇒ Претория ⇒ Судейское место, судилище);

2) обвинение выдвигалось истцом, или жалобщиком (Деян. 23:30.35; Ин. 8– в Синод. пер. везде – «обвинитель»); о существовании обществ. обвинителей (аналог совр. прокурора) в странах Древнего Востока ученым ничего не известно. На суде у Пилата иуд. первосвященники сами обвиняли Иисуса (Мф. 27:12; Ин. 18:29); но позднее, во время суда над Павлом, они воспользовались услугами ритора (поверенного) (Деян. 24:1.2). О составлении судебного протокола говорится в Иов. 31:35. Свидетелям богохульства вменялось в обязанность выступать с публичным обвинением (Лев. 5:1). В НЗ соперник в спорном деле неоднократно назван противником (Мф. 5:25; Лк. 12:58; Лк. 18– см. везде пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);

3) израил. закон предостерегал от доверия к пустым слухам и подозрениям (Исх. 23:1). Смертный приговор мог быть вынесен только по предъявлении доказат-в в совершении особо тяжкого преступления (Втор. 17:6; ср. Деян. 23:29). Для осуждения на смерть нужны были как минимум два свидетеля, причем их показания должны были совпадать в деталях (Втор. 19:15; Мк. 14:57–59; ⇒ Клятва, V). Дело Иисуса фактически провалилось из-за противоречий в показаниях свидетелей. Когда же первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос?», утвердит. ответ Иисуса сделал излишним слушание дальнейших свидет. показаний и дал формальный повод к Его осуждению (Мк. 14:61–64). Рим правосудие давало обвиняемым П. защищаться перед лицом обвинителя (Деян. 25:16). кроме того, каждый рим. гражданин был вправе потребовать суда императора (Мк. 14:11).

IV. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА

В ВЗ действовал основной закон возмездия («Глаз за глаз, зуб за зуб» и т.д.), которым руководствовались в тех случаях, когда были нанесены телесные увечья (Исх. 21:24.25; Лев. 24:19.20) или человек лжесвидетельствовал (Втор. 19:18–21). За убийство (Исх. 21:12.23; Лев. 24:17.21) и похищение человека (Исх. 21:16) полагалась смертная казнь (см. Быт. 9:5.6; ⇒ Кровная месть ⇒ Города-убежища). Другое правило действовало в отношении рабов. Если раб получал по вине своего господина телесное увечье, он подлежал освобождению от рабства (Исх. 21:26). Ущерб, нанесенный владельцу скота или другой собственности, полагалось возмещать деньгами (Исх. 21:34; Лев. 22:11.13; Лев. 24:18.21) или натур. продуктом (Исх. 22:5); вор должен был возместить как минимум двойную стоимость украденного, иначе его могли продать в рабство (Исх. 22:1). Виновных в ворожбе и идолослужении всегда присуждали к смерти (Исх. 22:18; Лев. 20:27; Втор. 13:6; Втор. 17:2). В принципе, каждый человек мог быть наказан только за собств. вину (Втор. 24:16; ср. 4Цар. 14:6). Вина домочадцев Ахана, казненных вместе с ним, заключалась в том, что они скрыли его проступок (Нав. 7:24–26).

V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

По вопросу об исполнении наказаний ⇒ Наказание, наказывать.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle