Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Клятва

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В Синод. пер. два евр. слова переданы словом «клятва»:

1) сущ. шевуа («клятва») имеет тот же корень, что и числит. шева («семь»). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Быт. 21:22–32 – Беэршева, Синод. пер. – Вирсавия ­­ «колодец семи» или «колодец клятвы»);

2) сущ. ала, в отличие от шевуа, переводится не только как «клятва», но и как «проклятие», «заклинание». В значении «проклятие» это слово употреблено в Лев. 5:1; Числ. 5:23; 1Цар. 14:24 и др. Как «клятва» оно переведено в Быт. 26:28: «поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз», – а также в 2Цар. 21:7. О К. «поступать по закону Божию» идет речь и в Неем. 10:29.

II. ФОРМЫ КЛЯТВЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. ВЗ знает различные формы К.:

1) К., скреплявшая ⇒ союз или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. закланием животных и рассечением их туш (Быт. 15:10; Быт. 21:28–31; Иер.34 и след.);

2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Быт. 14:22; Втор. 32:40; Дан. 12:7; Откр. 10:5), поэтому словосочетание «поднять руку» в некоторых случаях означает «поклясться» (Исх. 6:8; Числ. 14:30);

3) иногда приносящий К. должен был положить руку «под стегно» (бедро) того, кому он клялся (Быт. 24:2.9; Быт. 47:29). Это могло означать: а) связь с обрядом обрезания; б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К.;

4) в более поздние времена К. стали приносить перед жертвенником (3Цар. 8:31).

III. ФОРМУЛЫ КЛЯТВЫ И ЕЕ СВЯТОСТЬ

1) К. облекалась в различные формулы: «Бог ... да судит между нами» (Быт. 31:53); «да живет душа твоя» (1Цар. 1:26; 1Цар. 17:55; 2Цар. 14:19); «клянусь жизнью... (указывается, чьей жизнью)» (Быт. 14:15; 2Цар. 11:11); «жив Господь...» (1Цар. 14:39; 1Цар. 19:6; 2Цар. 15:21; 3Цар. 18:10); «жив Господь и жива душа твоя» (1Цар. 20:3); клятва «небом», «землею», «храмом», «Иерусалимом» (Мф 5 и след.; 23 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» (Исх. 20:7);

2) святость К. была нерушима. Ложная К., называемая в Библии «ложным свидетельством», каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Исх. 20:16; Лев. 19:12; Втор. 19:16–19; Пс. 14:4; Иер. 5:2; Иер. 7:9; Иез. 16:59; Ос. 10:4; Зах. 8:17).

IV. КЛЯТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

К. придавалось важное значение в обществ. и полит. жизни, особенно в судебных разбирательствах. К. в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на которое присягающий должен был ответить «аминь» (ср. Числ. 5:22; Втор 27 и след.; Мф 26 и след.). К. в суде могла быть либо К. свидетеля, либо К. очищения:

1) свидетель должен был произнести К. до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Притч. 29:24: «Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие [произносимое судьей заклятие], но не объявляет о том [всей правды]». Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Лев. 5:1,5–19);

2) К. очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след., 10 и след.; Лев 6 и след.; 3Цар 8 и след.). Если такая К. была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидетельствать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.

V. ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С КЛЯТВОЙ

Третья заповедь запрещает опрометчивые К. и ложные свидетельства. Поскольку К. была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Иер. 5:7; Иер. 12:16; Соф. 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Мф. 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. как таковой, а такого обращения с истиной, которое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. такого рода, которые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным «аминь» («истинно, истинно») – Ин. 1:51; Ин. 5:19,24–47; Ин. 10:1,7; Ин. 12:24; Ин. 14:12; Ин. 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Рим. 1:9; 2Кор. 1:23; 2Кор. 11:31; Флп. 1:8; 1Фес. 2:5,10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. силы, убедительно свидетельствует пример Петра (Мф. 26:72,74).

VI. КЛЯТВА БОЖЬЯ

По свидетельству Библии, Бог сопровождает К. великие обетования Своим избранникам (Быт.22:16; Пс 88 и след.; Пс.109:4; Пс. 131:11; Евр.6 и след.,17; Евр. 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1 и след.; 1Цар. 3:14; Пс. 94:11; Ам. 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle