Синедрион
1) С. – это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; ⇒ Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (1Езд. 7:25; ср. 1Езд. 10:14). Это право сохранялось за ними и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (Ин. 18:31). Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деян. 7:57). Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении ⇒ закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деян. 9:1);
2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник (⇒ Каиафа ⇒ Ханания, 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств (⇒ Анна; ср. Деян. 4:6: Иоанн и Александр), ⇒ саддукеи и ⇒ фарисеи (Ин. 7:45; Деян. 23:6). Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деян. 23:9). В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принадлежали к школе рабби Гиллеля, другие – к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как «первосвященники со старейшинами и книжниками» (Мф. 26:57; Мк. 15:1; Лк. 22:66). Из членов С. в НЗ поименно названы ⇒ Гамалиил (Деян. 5:34), Иосиф из Аримафеи (Мк. 15:43; Лк. 23:50) и Никодим (Ин. 3:1; Ин. 7:50). Был ли Савл из Тарса (Деян. 7:58; Деян. 8:1; Деян. 9:1) полноправным членом С., неизвестно.