Фарисеи
Фарисеи, иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово «Ф.», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от ⇒ саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Деян. 26:5). Партия Ф. сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи ⇒ Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Ф. и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям. Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и ⇒ Синедриона принадлежали к проэллинистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять ⇒ Закон как Божью волю (Флп. 3:5). Они признавали существование добрых и злых духов, ⇒ жизнь после смерти и телесное ⇒ воскресение (Деян. 23:8).
В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф. 23:2), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф. 16:11), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Иер. 31:33; Иез. 36:26; ср. Ин. 3:8–10). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф. 15:1; ⇒ Корван). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (Мф. 15:7–9; Мф. 23:13–29) и самолюбование (Мф. 6:5.16; Мф. 23:5–7; Лк. 18:11).
Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Но главной заповеди, ⇒ любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (Лк. 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк. 10:29: «А кто мой ближний?»).
Ф. были убеждены в том, что они – единственно подлинные дети Авраама и сыны Божьи (Ин. 8:33–47), истинные ученики Моисея (Ин. 9:28), люди, духовно зрячие (Ин. 9:40). Это ложное убеждение делало их надменными (Ин. 7:48), властолюбивыми и даже доводило до ⇒ богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Св. Духа (Мк. 3:22–30). Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф. 23:6; Лк. 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Ф. преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действит. искал Бога (Мф. 23:13; Лк. 11:52), и вели обращенного ими язычника (⇒ Прозелиты) к верной духовной смерти (Мф. 23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин. 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (Мф. 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как ⇒ Никодим (см. Ин. 3:10) или ⇒ Гамалиил (Деян. 5:34).