Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Наказание, наказывать

ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬ

Н. от Самого Бога или через человека постигает всех людей, которые совершили преступление против Бога или нарушили Его установления и этим обременили себя ⇒ виной или ⇒ грехом. Т.о., Н. обличает зло и восстанавливает установленный Богом порядок, свидетельствуя о святости и праведности Бога. В соотв. с этим целью наказания является не только возвращение наказуемого к нравственному образу жизни, поскольку даже самое совершенное наказание не может искупить человека от власти злых сил. В значит. большей степени Н. призвано показать, посредством страданий, удаленность наказуемого от Бога и тем самым вызвать стремление к получению Божьей помощи и к обращению. Н. должно отделить грешника от греха; но если наказанный упорствует в своем грехе, то Н. ему может стать смерть. Только в том случае, если виновный придет к признанию закона Божьего как нормы поведения и вместе с тем осознает свою вину, Н. сможет помочь ему. В Новом Завете это означает, что провинившийся подчиняется Закону Божьему, и этот Закон становится для него в конечном итоге «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24).

СПОСОБЫ БОЖЬИХ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ

1) если Бог наказывает во гневе, то человек изнемогает под этим Н. (Пс. 6:2; Пс. 37); уничтожению и истреблению подвергаются отдельные люди и семьи, и даже целые народы. Такого рода Н. понесли, напр., египтяне (Исх. 12:12), Ирод, который был «изъеден червями» (Деян. 12:23), Вавилон (Иер. 51:54–58);

2) кара Божья может быть и отцовским наказанием или испытанием (Притч. 3:12; Иер. 10:24; 1Кор. 11:31–34), которыми Бог напоминает Своим чадам о неисповеданных ими прегрешениях (ср. Иез. 18:23; 2Петр. 3:9), дабы привести их к смирению и побудить через страдания к поискам Божьего прощения (Пс. 38:11–14; Пс. 72:14.23–28; Евр. 12:5–11; Откр. 3:19). Такие Н. и испытания верующие должны воспринимать как особое доказательство милости Божьей (Иов. 5:17–27); это «путь к жизни» (Притч. 6:23);

3) Н. за грехи не всегда правильно оценивается человеком, склонным необъективно оценивать свое поведение. Порой длительные, повторяющиеся проявления зла и греха долгое время остаются безнаказ., а последовавшее наказание воспринимается как тяжкое бремя без осознания собств. вины. Это кажущееся противоречие особенно занимало Иова, Екклесиаста и автора Пс. 72. Итак, основной принцип ветхозаветного возмездия «око за око, зуб за зуб» действует с ограничениями; но и само Н. может служить прославлению Бога (Иов. 2:3; Ин. 9:3; ср. Ин. 11:4). Эта мысль находит свое выражение в наказании, которое Раб Божий (Ис. 53:5–7) принял на Себя не за собств. прегрешения, а за грехи других, чтобы привести их к миру с Богом. То, что здесь было обетованием, осуществилось в Иисусе Христе. Он, Судья, принимает смертельную кару за грешников и милостиво дарует им жизнь. Эта беспредельная любовь Христа дает право Его ученикам отпускать грехи и вину провинившимся, освобождая их от Н. (⇒ Прощение);

4) кроме Н., являющегося прямым следствием совершенного греха, существуют и такие, которые исполняются по особому распоряжению Бога или через человеч. правосудие (напр., Н. за соверш. Аханом воровство, Нав. 7:1; кара, постигшая Анания и Сапфиру, Деян. 5). Осуществляют Н. прежде всего родители и власти, будь это устное порицание или физическое воздействие; так, родители могут применять розги (Притч. 13:24), а начальствующий вправе применить силу как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим. 13:4). Т.о., наказывает Сам Бог, даже если Он использует для этого Своих слуг, напр., врагов Израиля (Ис. 10:5; Иер. 25:9; Иер. 27:6);

5) часто Божья праведность в отмщении или кара за нарушение Закона наказывает грешника именно тем, в чем он сам согрешил. Давид, пославший на смерть Урию, сам переживает угрозу смерти и убийство членов своей семьи (2Цар. 12:10). Он ввел в грех жену Урии, и его собств. жены были опозорены (2Цар. 16:21–23). Закосневших в грехе Бог предает во власть зла (Рим. 1:24–32). При телесных повреждениях (Исх. 21:23–25) и лжесвидет-ве (Втор. 19:18–21) Н. преступника, исполняемое людьми, должно полностью соответствовать содеянному им злу. Возмещение ущерба относится к Н. за воровство и за ущерб, причиненный имуществу другого (Исх. 22:2–20). В духе этого предписания Закхей возвращает неправедно нажитое им богатство, возмещая ущерб в многократном размере (Лк. 19:8).

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

У израильтян Н. за некоторые виды преступлений могли служить побои (Втор. 25:1–3). От предписанных сорока ударов позднее стали давать «сорок без одного», чтобы ни в коем случае не переступить эту границу (ср. 2Кор. 11:24). В более позднее время чаще стали прибегать к тюремному заключению ( ⇒ Темница); такая мера Н. не предусматривалась ветхозаветным Законом, однако широко применялась в Египте (см. историю Иосифа). К этому добавлялись денежные штрафы (Втор. 22:19), возмещение ущерба (Исх. 22:4), продажа в рабство (Исх. 22:3) и различные телесные наказания (см. выше II,5).

Смертные приговоры приводились в исполнение через побивание камнями, которое происходило за пределами города. Его скрупулезно регламентиров. проведение описано в трактате Мишны Сангедрин: приговоренного ставили на возвышенности (Лк. 4:29), и один из свидетелей сталкивал его вниз с отвесного склона; если он при этом еще оставался жив, то второй свидетель бросал камень ему на грудь, в область сердца, а затем присоединялся остальной народ, пока не забивали осужденного до смерти (Втор. 17:5–7; Втор. 21:21; Ин. 8:7). Нередко побивание камнями возникало и спонтанно, когда с человеком расправлялась толпа (Числ. 14:10; 1Цар. 30:6; 3Цар. 12:18; Лк. 20:6; Ин. 10:31). кроме того, была известна казнь через сожжение за блудодейство (Быт. 38:24; Лев. 20:14; Лев. 21:9), а также казнь мечом (2Цар. 1:15; 4Цар. 11:20). Обезглавливание, как и распятие на кресте (⇒ Крест), стали применяться только в рим. период (Деян. 12:2). Нет никаких свидет-в о том, чтобы израильтяне сажали осужденного на кол; во многих случах труп казненного вывешивали на дереве или на столбе (Втор. 21:22–23; Нав. 8:29; 1Цар. 31:10; 2Цар. 4:12; 2Цар. 21:6.9; ⇒ Повешенный).

НАКАЗАНИЕ КАК ОБЛИЧЕНИЕ

Н., как в ВЗ, так и в НЗ, может иметь значение порицания или обличения в грехе: «обличи ближнего твоего» (Лев. 19:17; ср. Пс. 140:5). Так, пророки обличают народ (Иез. 29:21; Ам. 5:10), Иоанн Креститель – Ирода (Лк. 3:19), разбойник на кресте – своего товарища (Лк. 23:40); так должен был поступать Тимофей в церквах (2Тим. 4:2), так же действует Св. Дух в отношении мира (Ин. 16:8), то же сказано и о воздействии Свящ. Писания (2Тим. 3:16). В церкви обличение должно происходить с глазу на глаз, прежде чем будут привлечены другие свидетели или вся церковь (Мф. 18:15–20). ⇒ Вразумление, наказание, вразумлять.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle