Вразумление, наказание, вразумлять
I. Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством ⇒ воспитания, чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством наставления сообщить ему определ. знания. Но человеку также нужно дать представление об определ. образе жизни, а это делается через В. От природы в каждом человеке заложено стремление опуститься вниз, к греху (Быт. 6:5; Притч. 1:16; Иер. 3:17). Этому должно противостоять В., и горе тому, кто его ненавидит и уходит от него (Притч. 5:12–14; Притч. 15:10). Мудрый сын слушает наставление отца (Притч. 13:1), следует предостерегающему слову (Притч. 1:2.5; Притч. 23:12). Но чем больше возрастает сопротивление того, кто подвергается наказанию, тем более суровые формы должно принимать В. (Притч. 13:24; Притч. 22:15; Притч. 23:13), чтобы воспитание оставалось путем к жизни (Притч. 6:23; Притч. 10:17). Но даже если жесткость необходима, детей нельзя раздражать (Кол. 3:21), вызывая у них гнев. Это достижимо только в том случае, если сами воспитатели пребывают «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Сформиров. правильным воспитанием внутр. позиция выражается в поведении, которое называют стыдливым или пристойным (1Тим. 2:9; Тит. 1:8; Тит. 2:12).
II. Цель В. – подчинение воле и установлениям Божьим:
1) а) Господь, относясь с долготерпением к Своему народу, все же прибегает к жестким средствам В. там, где народ нарушает заключенный завет (⇒ Завещание и завет ⇒ Союз, завет) (Лев. 26:23; Авв. 1:12). Пророки призывают народ к порядку (1Цар. 7:3–6), но Бог с момента заключения завета прибегает и к строгому суду там, где это оказывается необходимым (Числ. 16:1; Числ. 21:4–9). Он на время отдает Свой народ в рабство к язычникам (Суд. 2:11–15; Суд. 3:7), наконец (см. Иез. 21:18) позволяет увести его в изгнание и ⇒ рассеяние (Иез. 6:8; Иез. 11:16). Господь говорит, что вместо ветхого завета, к исполнению которого израильтян Ему пришлось принуждать (Иер. 31:32), Он заключит с «домом Израиля» новый завет; б) отдельные люди из народа Божьего также прогневляют Его. Господь наказывает их за грехи (Пс. 38:12), и они осознают это наказание как гнев Божий (Пс. 6:2; Пс. 37:2). Но им известно также, что Божье наказание как средство В. не должно вести к смерти, а призвано предохранить от окончат. заблуждения (Пс. 93:12; Пс. 117:18);
2) особенно заметно действие В. Божьего на Церкви, которая должна не только соблюдать Божьи заповеди, но и открывать миру Его славу и любовь (2Кор. 4:6). Эта задача требует ⇒ освящения во всей полноте (1Фес. 5:23) как всей Церкви (Еф. 5:27), так и каждого ее члена (1Тим. 6:11). Так, ⇒ возрождение становится вступлением во В. Божье, ибо новая жизнь требует от человека полного отрешения от всего, что он имеет (Лк. 14:33). Это невозможно без В., и потому Бог «кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6–11; Откр. 3:19), и целью этого наказания является мирный плод праведности (Евр. 12:11).
III. Привлекая Церковь к Своему делу спасения людей, Господь хочет, чтобы в ней применялось наказание. Для этого предназначены блюстители [греч. эпископой, Деян. 20:28, «ангелы» церквей (Откр. 2:1.8.12)], которые ответственны перед Богом за то, чтобы в церквах не распространялись грехи и лжеучения и чтобы никто не лишился благодати (Евр. 12:15). Здесь наказание и ⇒ увещевание (Деян. 20:31) всегда должны иметь своей целью В. (Гал. 6:1; Иак. 5:19), но Церковь не должна останавливаться и перед применением крайнего средства – отлучения от себя тех, кто не хочет слушать В. (Мф. 18:15–18; 1Кор. 5:3–5.13; 2Кор. 6:14–17; 1Тим. 1:20; 2Тим. 3:5; Тит. 3:10), и прекращения общения с ними (2Ин. 1:10).