Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Чиновник, чиновники

I. ПЕРЕВОД

Понятие Ч. не имеет в Библии четкого определения. В Синод. пер. различные евр. выражения часто обозначаются одним и тем же словом, и одно и то же евр. слово может по-разному переводиться на рус. яз.

II. НАЗНАЧЕНИЕ

Ч. – это начальник среднего ранга в гражд., религ. или воен. областях. В зависимости от обстоят-тв он может быть наделен попечит. или карат. функциями.

III. В НЕИЗРАИЛЬСКИХ ОБЛАСТЯХ

1) из книги Исход известно, что в Египте было много Ч. Из егип. Ч. упоминаются начальники тюрем (Быт. 40:3.4), царедворцы, ответств. за обеспечение продовольствием (Быт. 40:2), надзиратели за складами зерна (Быт. 41:34). Сюда следует отнести также начальников работ (Исх. 1:11–14), их приставников и надзирателей из среды израильтян (Исх. 5:13–19), отвечавших за выполнение рабами дневной нормы выработки. Из егип. источников известно, что надзиратели назначались из умеющих писать, поэтому иногда к Ч. причисляются и писцы;

2) в Вавилонском царстве (ок. 550 г. до Р.Х.), согл. Дан. 3:2–7, различные категории Ч., видимо, составляли нижнюю ступень весьма разветвленной должностной иерархии;

3) в период перс. владычества (ок 400 г. до Р.Х.) к числу Ч. относились сатрапы (наместники сатрапий – провинций), которые в 1Езд. 8названы вместе с областеначальниками. Об Артаксерксе (Ксеркс, ок. 470 г. до Р.Х.) сообщается, что он назначал Ч. (в Синод. пер. – «наблюдателей»), которые искали женщин для его гарема (Есф. 2:3);

4) сир. Ч. (ок. 170 г. до Р.Х.), о которых с отвращением рассказывается в Книгах Маккавейских, были сборщиками податей и уполномоч. государя. Они должны были выдавать ему сторонников Иуды Маккавея (1Мак. 9:25–31).

IV. В ИЗРАИЛЕ

1) первыми израил. Ч., по-видимому, можно назвать назначенных Моисеем 70 мужей, в обязанность которым вменялись судебные функции (Исх. 18; Втор. 1:15–18; ⇒ Старейшины, I). Во Втор. 20:5.9 идет речь о Ч., в чьем ведении находился набор в войско (⇒ ⇒ СтарейшиныКолено);

2) при Иисусе Навине обязанности Ч. были сосредоточены преимущественно в воен. сфере, что вытекало из особенностей ситуации (Нав. 1:10–11). Если же судить по другим местам Кн. И. Навина (Нав. 8:33; Нав. 24:1), то у них были те же полномочия, что и у Ч. при Моисее. Функции Ч. мало изменились и во времена судей (Суд. 9:28);

3) в период правления Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей (1Пар. 23:4; ср. 2Пар. 19:8–11, царствование Иосафата, ок. 860 г. до Р.Х.);

4) при Соломоне (ок. 950 г. до Р.Х.) 12 Ч., ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар. двор продовольствием. Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя (3Цар. 4:5–19; ⇒ Азария, 5). При Соломоне в число Ч. входили надсмотрщики над строит. рабочими (3Цар. 5:16) (⇒ Дееписатель ⇒ Приставник);

5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок. 800 г. до Р.Х.) и Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.) Ч. заведовали казной храма (2Пар. 24:11; 2Пар. 31:13);

6) Иеремия (ок. 600 г. до Р.Х.) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме (Иер. 20:1). Этот Ч. обладал и огранич. судебной властью. При завоевании Иерусалима в 587 г. до Р.Х. был пленен некий Ч., евнух (служащий в цар. покоях), который командовал защитниками города (4Цар. 25:19; Иер. 52:25);

7) Неемия (ок. 440 г. до Р.Х.) часто относит к категории Ч. старшин различных священнич., левит. и певч. групп, называя их «начальниками» (Неем. 11:9.14.22).

V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ

Важным представляется стих из апокрифич. Книги Премудрости Соломона (предположит. написанной в 100–50 гг. до Р.Х.), где все земные цари названы Ч. Божьими (Прем. 6:4–11; в Синод. пер. – «служителями Его царства»). Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в т.ч. и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему.

VI. АВТОРИТЕТ

При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств. инстанцией. Лучше всего это видно на примере 70 старейшин. Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ. культ. Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости. Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич. оценки, а не для обоснования ее законности. Этому не противоречит и то обстоятельство, что Ч. привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания.

VII. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В НЗ часто упоминаются церк. и светские Ч. В новозавет. Церкви существует должность блюстителя, или епископа, которая, однако, имеет лишь внешнее сходство с должностями ветхозаветных Ч. (Деян. 20:28; Флп. 1:1; 1Тим. 3:2; Тит. 1:7). Здесь никогда не говорится о назначении на должность в юридич. смысле слова, а исключит. о духовных чинах, получающих свою власть от «Пастыря и Блюстителя» Христа (1Петр. 2:25). ⇒ Должность (II).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle