ВОСКРЕСÉНИЕ ИИСУ́СА ХРИСТÁ

ВОСКРЕСÉНИЕ ИИСУ́СА ХРИСТÁ – одно из величайших событий в Домостроительстве спасения человеческого рода и мира в целом. Богочеловеческий Подвиг Спасителя содержит несколько решающих искупительных моментов: Воплощение, Крестная смерть, В. и Вознесение. Поскольку это событие как корень и начало всеобщего В. представляет собой самый радостный для христианина момент в искупительном Подвиге Иисуса Христа, В. Умершего на Кресте Господа – основа веры христиан. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14). Православная Церковь празднует В. Христово, Пасху как «праздников праздник и торжество торжеств» с особой радостью и умилением.

Евангелия повествуют о том, что Христос неоднократно предсказывал Свою «насильственную Смерть и В. в третий день» (например, Мф. 16, 21: 17, 23; 20, 19). Этот срок, прообразованный чудесным избавлением ветхозаветного пророка Ионы, три дня пребывавшего в утробе морского чудовища (Мф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя между смертью Иисуса Христа и Его В., как они изображены в Евангелиях, по числу часов лежит меньше двух суток – примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. Христова и Его выход из заваленной камнем гробницы нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийском и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом «Евангелии Петра» имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенными в ней погребальными пеленами и отваленным камнем, на котором сидит юноша в одежде «белой, как снег», один из Ангелов (Мф. 28, 2), или два Ангела (Лк. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях Воскресшего Христа Своим ученикам. Пустую гробницу как вещественный знак В. видят жены-мироносицы, пришедшие рано утром, в воскресенье, довершить обряд погребения и помазать тело Иисуса, согласно иудейскому обычаю, благовонными веществами (Мф. 28, 1–8: Мк. 16, I-8; Лк. 24, 1–11). Затем к пустой гробнице являются и входят в нее апостол Петр и «другой ученик» – Иоанн Богослов (Ин. 20, 2–10). Явления Воскресшего Христа сопровождаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит в дом сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для ближайших Ему людей: Мария Магдалина сначала принимает Его за садовника (Ин. 20, 15), ученики, которым Он явился на пути в Эммаус, пройдя с Ним большую часть пути и проведя время в беседе с Ним, вдруг узнают Его, когда у них «открываются глаза», причем Он сейчас же становится невидимым (Лк. 24, 13–31). Согласно церковному Преданию, явления Воскресшего Христа и Его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились Вознесением. В Послании апостола Павла упоминается явление Христа по В. «более нежели пятистам братий в одно время» (1Кор. 15, 6).

Православная иконография В. знала, наряду с сюжетом «Сошествие во ад» (настолько тесно связанным в древнейшем Предании с В., что византийские и древнерусские иконы Сошествия во ад воспринимаются как иконы В.), другой сюжет «Жены-мироносицы у гроба Господня». Изображение победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный Крест, сложился в католическом искусстве позднего Средневековья и перешел в позднейшую эпоху в православную церковную живопись. Дата празднования В. Христова вычисляется по Пасхалии.

Комментарии для сайта Cackle