Источник

Об отлучении от Церкви (анафемстствование)

I. Сущность и дух церковной анафемы

Грозное слово анафема, которым карает св. Церковь отступников правой веры, значит отлучение от Церкви, изгнание из общества верующих, отсечение от духовнотаинственного тела Христова, лишение всех духовных прав, коими пользуются верные чада Церкви Христовой. Быть отлученным от Церкви – значит лишиться всего, что даровал нам Отец Небесный чрез воплощение Единородного Сына Своего и чего сподобляемся мы чрез веру в Него, лишиться благодати крещения и усыновления Богу Отцу, печати дара Духа Святого, коим знаменались мы в таинстве миропомазания; лишиться пренебесной трапезы Плоти и Крови Сына Божия, без которой нет и не может быть для нас жизни вечной; лишиться благословения Отца небесного, даже самого права молиться Ему и просить Его о чем-либо; лишиться самой надежды на вечную жизнь, потерять самое упование спасения вечного, наперед быть уверенным в своей вечной погибели (Полн. собрание проповедей Димитрия, Архиеп. Херсонского, 4 т., 260 и др. стр.). Такая грозная кара отступникам правой веры основывается на словах Господа нашего Иисуса Христа: «аще и Церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

Из учения Иисуса Христа о том, как поступать с теми, от кого происходят соблазны, истекает учреждение анафемы в православной Церкви.

Вот как следует поступать с соблазнителями, по заповеди Самого Христа: если согрешит против тебя брат твой, станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающим словом, погибельным примером, – ты поступи так: если брат твой, твой единоверный, согрешит против вашего единоверия мыслию, словом или делом, обойдись с ним осторожно, благоразумно и терпеливо, обличи его на едине между тобою и им одним: если он послушает тебя, то ты приобрел брата твоего, сберег твоего единоверца для тебя, твоей Церкви и для Бога; если же тебя одного не послушает, то, чтобы не потерять его, своего брата, своего единоверца, для тебя, для твоей Церкви и для Бога, – возьми с собою еще одного или двух свидетелей – единоверцев и обличи его пред этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, дабы подтвердилось слово устами двух или трех свидетелей; если же не послушает и их и будет упорствовать в своем неверии или еретическом мнении, – поведай Церкви – ее предстоятелям; если же брат твой, твой единоверный, не послушает и Церкви, – то пусть он будет для тебя, как язычник и мытарь, пусть он будет чужой для тебя, перестанет считаться твоим братом, твоим единоверующим членом одной для вас истинной Церкви Божией.

Вот заповедь Самого Христа об анафеме. Вот ее значение и назначение. Вот ее происхождение от Самого Христа, Который однакоже говорить о Себе: «научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

Апостолы, следуя наставлению Господа, отлучали недостойных людей от общества верных (см. 1Кор. 5:13; 1Тим. 1:20), употребляя отлучение, как последнюю меру строгости к вразумлению виновных, когда к исправлению их оказывались безуспешными все средства и когда предвиделась польза от отлучения и для отлучаемого, и для Церкви (1Кор. 6:5). Св. Церковь, установив совершать ежегодно чин Православия, на котором возглашается анафема еретикам, имеет в виду указать им ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Будучи терпимы в недрах Церкви, они могли бы успокаивать свою совесть тем, что заблуждения их не заключают еще в себе неизбежной гибели для их души, что образ их мыслей еще может быть совмещен с духом Евангелия, что они, по крайней мере, не так далеко уклонились от общего пути, чтобы их почитать уже совершенно заблудшими. И вот св. Церковь, изводя на позор заблудших, сим самым отнимает у заблуждений прелесть особенной мудрости, коею они обольщают; поражая их именем Божиим, она отнимает надежду на безопасность; противопоставляя исповедание истинной веры суемудрию частных людей, обнажает ничтожность последнего. Таким образом произносимая св. Церковию анафема есть последний предостерегательный глас ее к заблуждающим. Вместе с этим св. Церковь возглашением анафемы еретикам имеет в виду предостеречь верных чад своих от падения. Тысячелетний опыт свидетельствует, что никакая язва не распространяется так быстро, не противится так упорно всем усилиям врачевания, как вольномыслие, своеволие и развращение; что никакие гонения не отторгли столько душ от веры Христовой и не погубили на веки, как ереси и расколы. Потому-то даже самая любовь матерняя побуждает св. Церковь против такой опасности возвысить голос суда и прещения, чтоб предупредить всех об угрожающей погибели. С какою действительно высочайшею любовию совершается ныне самый суд церковный, можно видеть и из того, что прежде, нежели приступать к изречению суда своего, св. Церковь неоднократно и усердно молится о том, чтобы Господь, по бесконечному милосердию Своему, явил любовь Свою и к заблудшим от истинной веры; чтобы бесконечная любовь Божия не попустила диаволу ослепить до конца и погубить на веки и ожесточенных врагов ее; чтобы благодать Всесвятого Духа преизбыточествовала там, где преизбыточествует ожесточение и упорство, – просветила разум их в познание истины, согрела сердце их теплотою любви своей, сокрушила окамнение сердец их страхом суда Божия, обратила их от заблуждения и ввела в спасительную ограду Церкви Божией. Уже после сего дела милосердия св. Церковь с горькой скорбью произносит – не проклятие, как превратно понимают некоторые, а отлучение от общества верующих тем несчастным, которые своим лжеверием и ожесточением, своими словами сами отлучили себя от сего святого общества. Таким образом не излишнюю строгость являет ныне св. Церковь, а необходимый суд правды, растворенный любовью и милосердием к самим врагам ее, причинившим ей тмочисленные скорби; не погибели их ищет она, но обращения и спасения; не проклятию вечному предает их, но в самом отлучении предлагает им прощение и помилование, если вразумятся и покаются.

Не подумайте однакоже, что приговор анафемы незначителен. Нет. Есть таинственная связь между благорасположением людей и милостью Божией к человеку. Не прощенный, не разрешенный на земле, он предстанет в горний мир не прощенным, не разрешенным, связанным в своем грехе «Аминь бо глоголю вам», – подтверждает сие соображение Сам Господь: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Утверждаем далее, что Господь Иисус Христос завещал анафему только для грехов ума, для грехов против истины, для грехов против Святого Духа, но не против грехов собственной воли,– не против грехопадений, покрываемых покаянием, но только против грехов упорства и ожесточения. Это видно из того, что тут же сряду выступил св. апостол Петр и предлагает Господу вопрос: «Господи! если я обличу согрешающего брата и он покается, сколько же раз должен я прощать моему брату, согрешающему против меня? Довольно-ли до семи раз?» Иисус же говорит ему: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без конца, потому что и Отец Небесный, Которого мы оскорбляем беспредельно, прощает нам по беспредельному Своему милосердию. (Из проповеди Никанора, архиеп. Херсон. См. «Прав. Обозр.» 1885 г. 1, стр. 453 – 455).

Кому возглашается анафема?

«Отрицающим бытие Божие и промысл Божий; называющим Бога не Духом, а веществом; не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы; отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям приснодевства Божией Матери; не верующим в богодухновенность священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же муки грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий. Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства. (См. «Послед. в нед. Православия»).

По свидетельству свящ. Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос:

Мф. 18:17. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви:

1Кор. 5:5. Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

13.Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас.

1Тим. 1:20. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать.

В особенности неправомыслящих (еретиков) повелело отвращаться и анафематствовать (отлучать):

Тит. 3:10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

11. Зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден.

Гал. 1:8. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение:

2Кор. 2:7. Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью.

8.И потому прошу вас оказать ему любовь.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle